Новости
Методист, преподаватель, учёный…

В ноябре 2012 года в Ташкенте состоялась международная конференция «Корейцы Узбекистана: достижения, проблемы, перспективы развития», посвящённая 75-летию проживания корейцев в Узбекистане. Среди многих докладчиков была и Изольда Николаевна — кандидат педагогических наук, отличник просвещения Узбекской ССР, выступившая с докладом «Содружество Узбекистана и Республики Корея». Казалось бы, рядовой доклад, но она шла к нему много десятилетий. И надо было, чтобы всё случилось так, как случилось: Узбекистан обрёл независимость, наладил тесные экономические и культурные связи с Республикой Корея.

Жизнь распорядилась так, что Изольда Николаевна переезжала из одного конца некогда необъятной страны в другой дважды. Она выросла в нетипичной корейской семье. Эта нетипичность выражалась в том, что отец её в детстве воспитывался в состоятельной русской семье, которая ещё до революции отправила его учиться в Петербург в кадетский корпус. В гражданскую войну молодой царский офицер Николай Николаевич Ким окончательно и бесповоротно принял сторону красных. Семейное предание гласит, что он даже получил из рук самого Климента Ворошилова именное оружие за храбрость. Известно, что многие красные командиры-корейцы были репрессированы в 30-х годах. К счастью, эта участь миновала Николая Кима, возможно, спасло то, что он демобилизовался по сос­тоянию здоровья. Но в 1937 году его семья, вместе со всеми корейцами Дальнего Востока, подверглась переселению. И Изольда родилась уже в Казахстане, в Кзыл-Орде в 1946 году. Спустя два года родители решили поехать на Сахалин.

Те послевоенные годы совпали с освобождением Кореи от японского колониального ига. Время, когда корейцев стали награждать орденами и медалями за доблестный труд. И тогда же был объявлен первый набор желающих поехать на Дальний Восток, на остров Сахалин, южная часть которого вернулась к России спустя сорок лет после русско-японской войны. До де­портации Николай Николаевич работал в системе рыбного промысла и, естественно, рассчитывал вер­нуться к прежней деятельности. Многие корейцы-военнослужащие, демобилизовавшись, доблестно трудились в сельском хозяйстве и промышленности, показав себя незаурядными руководителями. Достаточно вспомнить Ким Пен Хва, легендарного председателя колхоза «Полярная звезда», дважды Героя Соцтруда, который в молодые годы тоже был командиром Красной Армии. Но отец Изольды по приезду на Сахалин заболел и через пять лет скончался. Все тяготы семейной жизни по воспитанию шестерых детей легли на плечи матери, Елены Тимофеевны.

Юной Изольде, конечно, тяжело было видеть, как трудно ей приходится, поэтому за год до окончания школы она начала трудовую деятельность. Ей даже не пришлось выбирать профессию. То, что она любила делать — стало призванием, принимала самое активное участие в общественной жизни. Не случайно её избрали комсоргом школы. Когда девушке предложили место массовика в городском Доме пионеров, согласилась, не задумываясь. И только потом поняла, какая это нелёгкая и непростая работа.

Понятно, что существовали методические пособия и руководства, в которых описано, как проводить те или иные мероприятия, массовые игры и тематические вечера. Но первоначально всё это требовалось не просто выучить, но и освоить и ознакомиться самой. Словом, в работе необходимы были и навыки актёрского мастерства, ораторского искусства,  импровизации. Самое главное, никакой наигранности, ибо дети всегда тонко чувствуют, где фальшь, а где неподдельный интерес к делу.

Затем Изольда переехала в Узбекистан. И всё также продолжала  трудиться в этом направлении: сначала методистом, затем заведующей кабинетом-музеем Пионерской славы Республиканского Дворца пионеров, младшим и старшим научным сотрудником Узбекского НИИ педагогических наук, доцентом кафедры методики воспитательной работы УзГУМЯ, преподавателем истории в бизнес-школе №3 г.Ташкента.

Этапы профессиональной деятельности она смогла преодолеть только потому, что все эти годы не только преподавала, но и училась сама. В 1973 году окончила заочно Костромской педагогический институт по специаль­ности «история, обществоведение, методист пионерской работы». И уже через шесть лет защитила кандидатскую диссертацию по теме «Теория и история педагогики». В 1985 г. она  — старший научный сотрудник, а через пять лет — доцент кафедры методики воспитательной работы. Ею опубликованы семьдесят четыре научные работы. В том числе одна монография, четыре научно -методических пособия (в соавторстве). В 1972 г. за создание Республиканского кабинета-музея Пионерской славы Узбекистана была награждена Почётным значком ЦК ВЛКСМ «За активную работу с пионерами». В 1977 г. за активную научно-педагогическую деятельность отмечена Почётным знаком «Отличник просвещения Уз ССР». В 1983 году за разделы книг «Нравственное воспитание учащихся» в составе авторского коллектива получила от Президиума Академии педагогических наук СССР престижную премию имени Ушинского.

У Изольды Николаевны двойная фамилия. Так получилось, что молодой перспективный ученый- экономист Барки Минбаевич, однажды встретившись с девушкой-кореянкой, не смог пройти мимо. Всё было в семейной истории молодой пары — и возражения, и споры, и запреты со стороны близких и старших родственников, но они с честью преодолели национальные предрассудки. И были счастливы как в семейной жизни, так и на профессиональном поприще. Барки Минбаевич стал доктором экономических наук, профессором, заслуженным экономистом. Жаль, что судьба отпустила им всего четверть века совместной жизни: в 1997 году он скончался. Но они сумели поставить на ноги сына и дочь, которые получили высшее образование и успешны в своем деле.

С 2001 г. Изольда Николаевна работает доцентом кафедры «Социология. Национальная идея» Ташкентского технического университета имени Беруни. Читает лекции по национальной идее, теории и практике строительства демократического общества в Узбекистане, основам духовности, этике, культурологии. Темы актуальные, они всегда интересны тем, что многое приходится разрабатывать самому, есть поле для творчества. С 2003 по 2005 годы она приняла участие в грантовом проекте «Разработка модели подготовки кадров в технических вузах Республики Узбекистан на основе национальных и общечеловеческих ценностей». Работала с одарённой студенческой молодёжью, готовила с ней научные статьи, проводила воспитательные мероприятия со студентами во внеаудиторное время и в общежитиях, выступала с докладами на занятиях научного кружка «Молодой социолог».

А однажды пришло желание самостоятельно изучить корейский язык, оно не было случайным, поскольку Изольда Николаевна стала членом Яккасарайского корейского культурного центра. И, наконец, та самая международная конференция, с которой начался очерк об Изольде Николаевне, чья педагогическая и преподавательская деятельность продолжается вот уже полвека.

***

Источник: газета «Корейцы Узбекистана» № 3(55)

Мы в Telegram

ПАРТНЁРЫ