… Жизнь не особо баловала эту хрупкую женщину с застенчивой улыбкой. Олечке было четыре года, когда семья Шегай оказалась за тысячи километров от родных берегов. Дорога из Приморского края в солнечный Узбекистан была долгой, о ней Ольга Петровна, которой сейчас восемьдесят восемь лет, ничего не помнит. Её родители вместе с другими депортированными корейцами оказались в Каракалпакской АССР, это был 1937-й год. Переселенцев приняли хорошо, постепенно налаживался быт, нашлась работа. Отец Оли, человек с волевым характером, полностью доверился судьбе, понимая, что ничего не изменить. А мама так и не смогла этого сделать, и вскоре её не стало. Глава семьи, погоревав, привёл в дом новую хозяйку, только дочке Оле отныне в нём стало тесно и неуютно: мачеха не возлюбила чужого ребёнка, а отец во всём потакал прихотям супруги. Когда девушке исполнилось восемнадцать, родители решили, что пришла пора выдавать её замуж. Это была затея мачехи, давно мечтавшей избавиться от Оли. Отец лишь пожал плечами – её слово было для него, такого, казалось бы, сильного, законом. Оля и сама была рада покинуть отчий дом, где явно не хватало любви и заботы. Будущий муж был почти вдвое старше юной невесты, в нём она надеялась увидеть защиту и поддержку.
— Любви не было, ни я, ни он, этого не скрывали. Мною двигала безысходность, ему пришло время создавать семью. Вот и поженились, — вздыхая, вспоминает Ольга Петровна Шегай.
— Прожили мы вместе совсем недолго, муж встретил другую женщину и ушёл к ней. Мы с сыном Лаврентием остались одни.
Предательство супруга не выбило молодую маму из колеи, она понимала, надо поднимать мальчишку, у которого оказались серьёзные проблемы с сердцем. Лаврентий рос тихим, послушным ребенком, хорошо учился и был опорой и надеждой мамы, которая отдавала ему всю свою любовь. Замуж Ольга Петровна больше не вышла, не хотела, чтобы сын рос при отчиме. Помнила, каким было её детство с мачехой. Мечтала, что Лаврентий женится, и она станет бабушкой, в доме зазвучат голоса внуков и он наполнится счастьем. Но и здесь не сложилось – проблемы с сердцем давали о себе знать, Лаврентию оформили инвалидность.
О том, что в её жизни будет еще один сын, Ольга Петровна даже не мечтала. Но у судьбы на этот счёт были свои планы.
… На одной лестничной площадке с Шегай появилась молодая семья, в которой недавно родился малыш. Он часто плакал, и в один из дней Ольга Петровна решила заглянуть к соседям, узнать, не болен ли ребёнок?
Мама мальчика рассказала, что сын – их первенец. Они с мужем студенты, в Нукусе у них никого нет. Учатся быть хорошими родителями, мечтают, чтобы кто-то помог им таковыми стать.
Ольга Петровна с радостью согласилась помогать. После работы она забирала мальчика к себе, давала молодой маме советы, а когда Парахат подрос, заботы о названном брате взял на себя Лаврентий.
— Теперь у нас была большая семья. И ещё один сын, которого я полюбила всей душой. У Парахата появились младшие братья и сестры, они росли на моих глазах. По сути, и они стали моими детьми, — улыбается Ольга Петровна.
Вскоре она задумает расширяться, Парахат переедет на новое место с мамой и старшим братом. Свое решение он озвучит на семейном совете – родители его поддержат. Они давно привыкли к тому, что у их сына две мамы – Клара и Оля.
Ольга Петровна будет счастлива – став матерью во второй раз в сорок с лишним лет, она с благодарностью примет выбор её Парахата.
Вскоре он приведёт в дом невесту – Марал, нежную, как весенний цветок, которая станет для мамы Оли дочерью.
— Так сын исполнит ещё одну мою мечту, — рассказывает Ольга Петровна. – Невестка для меня близкий человек, мы с ней как одно целое. Марал отлично знает корейские обычаи и готовит традиционные блюда лучше иных наших хозяюшек. Знает, что я люблю чальгурымгуби и часто печет мне блинчики из рисовой муки.
Когда старшему сыну Парахата и Марал — Азамату, исполнился год, день рождения отметили, как полагается, по корейским обычаям: малыш принимал свой первый стол!
На празднование собралась вся многочисленная корейско-каракалпакско- казахская семья. Это было 19 лет назад, а бабуля Оля до сих пор помнит, что взял в руки её любимый внучок.
— Игрушечный лук, ручку и деньги, – смеётся Ольга Петровна. – Мы радовались – будет смелым, умным и богатым!
Лаврентий станет для племянника лучшим дядей – в детский сад и обратно на велосипеде – увлекательное путешествие. А потом, чтение сказок и игры. Младшие братья Азамата — Азат и Абат также полюбят дядю Лавру, такого доброго и весёлого.
Его уход станет для них, Парахата и всей большой семьи большой трагедией. Своего брата в последний путь Парахат проводит по корейским обычаям, дав слово, что никогда не оставит маму, которая теперь нуждалась в особой любви и поддержке.
Внуки – гордость Ольги Петровны Шегай. А таковыми она считает всех, кто родился у братьев и сестёр Кожаметовых.
Азамат, окончив лицей, пойдёт служить, и только после будет поступать в вуз. В марте следующего года он отправится служить. Парень верит, что бабуля дождётся его и ещё спляшет на свадьбе, какие её годы!
В свои 88 лет Ольга Петровна полна сил и желания жить. Она поёт в хоре «Ариран», действующем при Ассоциации корейских культурных центров Каракалпакстана и старается не пропускать ни одного мероприятия, проводимого его руководителем Мариной Александровной Когай. А ещё – она самый почётный гость на всех торжествах, проводимых большой семьёй Кожаметовых.
— Есть ради кого жить! Когда ты окружён родными людьми, возраст не имеет значения. Судьба, не раз ставившая мне условия, сделала лучший подарок – подарила мне ещё одного сына и внуков. Самому младшему из них, который сейчас учится в четвёртом классе, дала слово – быть на его школьном выпускном. Надеюсь его сдержать! — делится Ольга Петровна.
Счастье нашло маму Олю само, чтобы навсегда остаться рядом.
Счастье – награда за надежду и любовь, терпение и умение прощать, доброе сердце и веру в людей.
А их, настоящих и искренних теперь так много в её жизни…
Елена АН,
г.Нукус
***
Источник: «Корейцы Узбекистана» № 24(52)
Мы в Telegram