В историографии искусства содержится ценная информация о том, что гончарный круг был изобретён в Месопотамии в конце IV века до нашей эры, а спустя пять столетий, его стали использовать в Древнем Египте, Индии, Сирии. Появление гончарного круга стало величайшим событием того времени, гончарное же ремесло и керамика превратились в величайшее искусство всех времён и народов.
Недавно в Зале Академии художеств Узбекистана на площади Регистан в Самарканде состоялась персональная выставка известного керамиста Юрия Николаевича Кима под названием «Восток – дело тонкое».
— Юрий Николаевич, название выставки было навеяно под влиянием города, где она проходила?
— Сокровенный смысл названия этой очередной экспозиции заключается в восточном колорите и тонкой ювелирности моих работ. Проведение выставки в моём родном городе Самарканде – это дань моим родителям, братьям и сёстрам, так как, я являюсь продолжателем династии художников семьи Ким. Мой отец Николай Александрович Ким (1919-1972) был выдающимся живописцем, лучшим учеником П.П.Бенькова и И.Э.Грабаря, мой старший брат Георгий Николаевич Ким (1939-2008) был талантливейшим художником-акварелистом, скульптором и монументалистом. Они оба были членами Союза художников СССР, их работы хранятся в государственных музеях Ташкента и Самарканда, а также, в частных коллекциях по всему миру. Выбор моей будущей профессии был очевиден: я решил идти по стопам своего отца. Я изучал живопись и керамику сначала в художественном училище, затем в ТТХИ имени А.Островского (в настоящее время Национальный институт художеств и дизайна имени Камолиддина Бехзода).
Керамические композиции Юрия Кима – это восточные персонажи, что является особым направлением в узбекской национальной керамике, при внимательном рассмотрении которых, понимаете, что они индивидуальны, не похожи друг на друга, что и делает их уникальными.
— Юрий Николаевич, какой символический и философский смысл несут в себе Ваши работы?
— Выбор темы и сюжеты даёт сама жизнь, которая полна колоритными персонажами, которых нужно увидеть и запечатлеть в памяти, а затем воплотить в материале. Приоритет в своих работах я отдаю мелкой пластике и игрушкам в узбекском традиционном стиле. Увидев их, я думаю, у людей поднимается настроение, что влияет на моё творчество. Своими работами я стараюсь внести свет и радость в мысли каждого человека.
Своеобразная особенность произведений Юрия Кима заключается в сложной технологии исполнения и процесса покраски глазурью и обжига. Мастер старается больше оставлять не покрашенными фрагменты своих работ, что придаёт живость материала, в его случае глины, изделиям. Каждое произведение Юрия Кима отличается необыкновенной окраской рельефа, являющегося результатом долгой и сложной работы керамиста с солями металлов.
— Над какой технологией Вы работаете в настоящее время?
— Сейчас я мысленно продумываю творческий процесс работы с фарфором. Хрупкий, тонкий и нежный на вид фарфор является довольно-таки сложным материалом. Думается, работа с ним будет очень интересна. Я надеюсь создать необычную коллекцию из форфоровых нэцкэ. Так называется один из узнаваемых символов японского декоративно-прикладного искусства, а именно —миниатюрная скульптура из дерева, слоновой кости. Как правило, это статуэтки людей, преимущественно ремесленников за работой, а также героев японских легенд, животных.
Юрий Ким, помимо творчества, с 1999 года преподаёт предметы живописи и керамики в Республиканской специализированной школе дизайна имени А.А.Ходжаева, внося свет и радость, как он сказал ранее, в сердца теперь уже своих учеников, тоже истинно полюбивших древний вид искусства керамики.
Чарос ДАДАДЖАНОВА
***
Источник: «Корейцы Узбекистана» № 16 (116)