Среди достопримечательностей Ташкента есть один памятник, который притягивает к себе необычной историей появления и создания. Речь идёт о Монументе благодарности узбекскому народу за теплоту и доброту от корейцев Узбекистана, установленном при входе в Сеульский парк столицы.
«Памятник как памятник», — скажут многие, — «что же в нём особенного?». Но это, если не знать истории. А она отсылает на восемьдесят семь лет назад, когда 75 тысяч корейцев были переселены в Узбекистан.
Долгий и тяжёлый путь проделали наши предки…Что ожидало их в незнакомом краю? Как обустраиваться на новом месте? Какие люди живут здесь? Эти вопросы задавал себе каждый взрослый в эшелонах, следовавших тогда в Среднюю Азию. Но, как оказалось, у двух разных народов нашлось много схожих черт в традициях, мировоззрении, менталитете. А главным, что объединило их — любовь к земле и трудолюбие. С тех пор судьбы корейцев и узбеков тесно переплелись.
Не так уж много примеров в истории, когда один народ выражает благодарность другому, устанавливая памятник. И дело не только в знаменательной дате, к которой приурочили открытие монумента – 80-летию проживания корейцев в Узбекистане. Гораздо важнее память и благодарность, их целый народ пронёс через восемь десятков лет. Ведь образы, запечатлённые в памятнике, словно говорят тысячи искренних «спасибо» за хлеб и кров, доброе отношение и гостеприимство, теплоту сердец и уважение, проявленные к корейским переселенцам. Во многом это отношение и предопределило то, что наши предки обрели в Узбекистане свою настоящую Родину, самоотверженно трудились во имя её блага, передали эту любовь следующим поколениям.
Идея создания монумента соткана из сотен и тысяч благодарностей простых людей. Одна из таких историй произошла в селе Сретенка Бекабадского района Ташкентской области в 50-е годы, где по соседству жили две семьи – корейская и узбекская. Так сложилось, что молодые супруги в корейской семье разошлись, оставив новорожденного сына Витю на попечение родителей. Бабушка и дедушка, как могли, ухаживали за внуком, но где уж там! Малыш, страдавший от разлуки с матерью, более всего нуждался в материнском молоке. От разведённой водой сгущёнки у ребёнка начинался диатез, коровье молоко не принимал организм, а о детском питании в виде молочных смесей в то время можно было только мечтать. Старики находились в отчаянии: младенец таял на глазах. Тогда Тохтахон-опа, жившая в соседнем дворе, предложила свою помощь, вызвалась кормить мальчика. У неё самой недавно родился сын Мамасоли. Так и выкормила двух сыновей, потому что по-иному ко второму малышу относиться уже не могла. Мальчишки росли не разлей вода, перебегая из одного двора в другой, рыбачили, совершали набеги на сады и огороды, шалили и проказничали…
Прошли годы, жизнь разбросала всех … Виктор, к тому времени уже Виктор Николаевич Пак (будущий депутат Олий Мажлиса и председатель Ассоциации корейских культурных центров Узбекистана), которому в жизни пришлось съесть не один пуд соли, прежде чем выучиться, обзавестись семьёй, прочно встать на ноги, никогда не забывал о своей второй матери – женщине, благодаря которой он выжил. Тохтахон-опа вместе с мужем-фронтовиком воспитывала шестерых детей, трудилась на селе, да и забот по хозяйству хватало. И решение – кормить ещё одного ребёнка — сродни подвигу. Её чуткое материнское сердце не могло не отозваться на чужую беду. Тем более дорогой и памятной для всех стала спустя много лет поездка супругов Виктора Николаевича и Эллы Николаевны на его малую Родину – в Сретенку. Виктор Николаевич ехал навестить свою незабвенную Тохтахон-айя, названных братьев и сестёр, выразить сыновнюю благодарность. Какой радостной и трогательной была та встреча! Как щемило сердце при виде родных и до боли знакомых мест. Как сокрушался и горевал он вместе матерью о погибшем во время прохождения службы в армии Мамасоли …
Но гостеприимство и хлебосольство в этой семье никто не отменял. Засуетились все родные Тохтахон-айи, её супруг для дорогих гостей собирался заколоть барана, гости еле отговорили его от этой затеи. Виктор Николаевич сам купил всё необходимое для праздничного оша. А потом в тенистом дворе, где прошло его детство, собралась вся махалля – восемьдесят человек. За пловом, угощением, неспешным чаем вспоминали прошлое, говорили о настоящем, делились планами на будущее… Когда на следующий день пришло время отправляться в обратный путь, Тохтахон-опа, по обычаю, собрала сыну в узелок нехитрые гостинцы: пару простых лепёшек, виноград из собственного сада, фрукты, яйца… И, крепко обняв своего сына и его жену, прочитала на дорогу молитву, благословив их.
…Домой, в Наманган, ехали молча, каждый был под впечатлением от встречи и думал о своём. Только один раз за всю дорогу Элла Николаевна, прервав молчание, произнесла фразу, которая запала её мужу глубоко в душу: «Какой добрый народ! Ему и памятника будет мало!» Для человека, много повидавшего и достигшего в жизни, как выяснилось, нет ничего дороже двух лепёшек, заботливо завёрнутых в бельбог, ласки и доброты названной матери.
…Много подобных историй довелось слышать Виктору Николаевичу, поэтому росла в нём убеждённость в том, что должен быть воздвигнут памятник, выражающий благодарность одного народа другому. И этому суждено было сбыться!
Возглавив Ассоциацию корейских культурных центров Узбекистана в 2013 году, на одном из заседаний Совета Виктор Николаевич обратился к членам с инициативой создания монумента в Ташкенте, и её единогласно поддержали. Сказано – сделано. В газете «Корё синмун» разместили объявление о сборе средств на возведение будущего памятника и конкурсе на лучший эскиз. Практически каждая корейская семья отозвалась на этот призыв: средства вносили старейшины диаспоры, пережившие переселение, их дети, молодые люди. Каждый посчитал своим долгом выразить уважение и личную благодарность узбекскому народу.
Среди большого количества присланных в редакцию эскизов специально созданной комиссией был отобран один – молодого ташкентского скульптора Артура Квона. Именно в его работе нашли наиболее точное воплощение пожелания, предложения, идеи, заявленные в условиях конкурса.
Местом расположения будущего монумента был выбран Сеульский парк — дар Республики Корея Узбекистану в знак укрепления сотрудничества, открытие которого состоялось 1 сентября 2014 года, что также символично. Элементы корейской традиционной архитектуры, геомантии, ландшафта и культуры нашли здесь своё выражение. А памятник, который планировалось установить, должен был связать прошлое, настоящее и будущее двух народов. Сам монумент представляет собой барельеф, установленный на основании из красного гранита, на нём в полный рост запечатлены фигуры узбекского мужчины с тремя детьми, один из которых протягивает лепёшку, и корейской семьи – мужчины, женщины и двоих детей. На заднем фоне чуть поодаль изображён эшелон, на котором прибывали в Узбекистан переселенцы, центральную часть монумента сверху венчает солнце в виде легендарной птицы Хумо. В основание монумента вмонтирована надпись из металлических букв, выполненная на трёх языках – узбекском, корейском и русском: «К 80-летию переселения корейской диаспоры в знак огромной благодарности узбекскому народу за теплоту и доброту от корейского народа».
4 июля в 2017 года в Сеульском парке Ташкента состоялось торжественное открытие памятника, которое посетили хоким города Ташкента Рахмонбек Усманов, мэр города Сеула Пак Вон Сун, депутат Олий Мажлиса, председатель Ассоциации корейских культурных центров Узбекистана Виктор Пак. На церемонии присутствовали члены Ассоциации, общественность города, представители СМИ.
Монумент прочно занял своё место среди достопримечательностей нашей столицы. В государственные и национальные корейские праздники к его подножию актвисты Ташкентского городского отделения всегда возлагают живые цветы, а ребята из молодёжного центра SHINSEDAE ухаживают за памятником. Посетители Парка дружбы, на территории которого находится Сеульский парк, останавливаются перед памятником, чтобы прочесть надпись: всего несколько строк, но в них — история братских отношений двух народов, добрая память и искренняя благодарность.
Наталия ШЕК