Александр Югай – фотограф, который ловит в кадр жизнь простых людей. Он подходит к обычным горожанам и на смеси узбекского и русского языков просит разрешения сфотографировать их. Посмотрите его Instagram @yugayart – там живые эмоции застигнутых врасплох, но приятно удивлённых героев проекта «Кулинг табассум».
— С чего начался ваш путь в фотографии?
— Для меня фотография – это что-то магическое, так повелось с раннего детства. Папа часто фотографировал меня, маму, наш быт фотоаппаратом ФЭД. Я всегда с интересом наблюдал за тем, как он настраивал диафрагму, выдержку, экспозицию. Но самым увлекательным, конечно же, был процесс проявления. Белый лист бумаги кладётся в воду, а потом из этой воды появляется уже готовая фотография. Для меня пятилетнего это — настоящее волшебство! Ну, а свой первый опыт фотографии я получил, будучи уже в школе. У нас дома была «мыльница» – дешёвый плёночный фотоаппарат. Так вот я брал его и фотографировал всех подряд, а потом печатал и продавал фотографии. После 11-го класса решил поступать в Институт искусств на кино-телеоператорский факультет. И вот там началась моя профессиональная деятельность, которой верен уже 17 лет.
— Помните свою первую работу за деньги?
— Будучи первокурсником устроился в фотостудию. И вот первое ответственное задание – репортажная съёмка свадьбы. А до этого я на таком мероприятии был всего один раз – у своего дяди! В общем, волновался страшно. Но глаза боятся – руки делают. Всё получилось! Жаль только, что пара распалась… Но жених потом вновь обратился ко мне, чтобы снял его вторую свадьбу. (Смеётся.)
— Почему вы решили снимать именно людей?
— Во-первых, чувствую энергетику людей, а во-вторых, очень много сил и души вкладываю в каждую съёмку. На предметных фотосессиях я устаю, а не получаю удовольствие. А когда фотографирую людей, то дарю свою энергию, эмоции, а люди мне в ответ дарят ещё больше!
— Были ли у вас «тяжёлые» люди?
— Это было на начальном этапе, когда брался за всё подряд. А сейчас уже на том этапе, когда могу выбирать, с кем работать. Если энергетически человек не подходит мне, то даже не берусь за камеру. Перед каждой фотосессией встречаюсь с человеком, общаюсь с ним. И, если честно, то по первым сообщениям в Telegram уже всё становится понятно. Я много работаю с людьми и научился легко понимать, с кем у меня получится хороший результат, а кому лучше отказать сразу.
— Как вы отказываете людям?
— «У меня очень много работы, простите, я занят».
— Как родители отнеслись к тому, что вы всерьёз занялись фотографией?
— Мой папа художник и фотограф, так что он очень обрадовался, что сын продолжил его дело. Теперь обучаю его новым техникам. Обычно папы сыновей учат, а тут получается я ему помогаю.
— Ваши главные наставники в фотографии – это…?
— Абдурахим Исмаилов, Хасан Файзиев, Хатам Файзиев. Они снимали такие фильмы, как «Ташкент — город хлебный», они операторы старой закалки, учились во ВГИКе. К слову, любому оператору надо знать основы фотографии, потому что кинокартинка состоит из фотографий.
— За кем из фотографов вы следите?
— За современными я не очень слежу, но мне очень нравятся классические фотографы. Есть фотограф Диана Арбус, стрит-фотограф Анри Картье-Брессон. Именно их работами я вдохновляюсь. Из ташкентских почему-то у меня в окружении все фотографы — коммерческие. Наверное, потому что я сам долго занимался не творчеством, а именно коммерцией, в тех же клубах провел 10 лет своей жизни. Но хочу отдельно отметить фотографа Виктора Ана, который меня искренне восхищает. Он снимает корейские колхозы, быт, традиции на плёнку. Он тонко чувствует и передаёт через фотографию атмосферу жизни корейцев. Также я бы отметил Анзора Бухарского.
— Как и почему вы решили выйти из клубной репортажки?
— Там была очень интересная история с девушкой. Её родители были против наших отношений, говорили, что какой-то клубный фотограф не достоин быть с их дочерью. Меня это очень разозлило! Вот так за один день порвал со своей прошлой жизнью, отказался от работы в клубах и начал новую жизнь. Сегодня мы уже не вместе, но я благодарен ей за то, что она помогла мне стать другим человеком.
— Как пришли к своему проекту — снимать простых людей на улицах?
— Я много сижу в социальных сетях, наблюдаю за стрит-фотографами в Москве, Нью-Йорке, вижу, как они снимают простых, но очень красивых людей на улицах родного города. Мне захотелось сделать что-то подобное в Узбекистане. С узбекским колоритом и менталитетом, не такое всё «прилизанное» и аккуратное. Это намного интереснее, я считаю. И ещё в Tik-Tok, в Instagram очень много пошлости, грязи, я смотрю и раздражаюсь. На мой взгляд, если потреблять такую информацию постоянно, можно деградировать. Хотелось сделать что-то другое, чтобы люди смотрели и одухотворялись, становились добрее. Так и решил снимать свой проект.
— Кто был вашим первым героем?
— Это было в ноябре 2022 года, не спал всю ночь и утром поехал на Янгиабад. Был дождь, слякоть. И там встретил мужчину, который на тележке возил вещи. Подошёл к нему, и он, не раздумывая, дал согласие на съёмку. Но я очень переживал… Кореец с фотоаппаратом на Янгибаде… Захотят ли люди фотографироваться? Но все сомнения сразу отпали, когда вот этот самый первый человек мне улыбнулся.
— Что значит «Кулинг табассум»?
— «Табассум» переводится улыбка, «кулинг» — тоже улыбка. Мне иногда говорят, что я неправильно говорю, но для себя решил, что это «улыбчивая улыбка». Но люди уже так запомнили меня, неправильно. (Смеётся.)
— Что значит «социальный фотограф»?
— Социальный фотограф — тот, кто работает с людьми, раскрывает их. Хотел бы показать нашу страну с другой стороны. Архитектуру, исторические здания снимают многие. А я хочу показать всему миру, что у нас добродушный гостеприимный народ и потрясающе красивая культура.
— Бывали ситуации, когда хотелось всё бросить?
— Я такой человек, что если начинаю какое-то дело, то пока не доведу его до намеченной цели — не успокоюсь. Сейчас у меня в планах проехать по всем городам. Уже побывал в Самарканде, Нукусе, Бухаре, теперь хочу ещё Хиву посетить. В общем, много неосвоенного материала. Ну, и плюс ко всему уже пишут с Казахстана, России, приглашают работать в различных проектах.
— Александр, вы отдыхаете?
— В последнее время начал себе позволять. А раньше, когда был помладше, только работал и учился, вообще не отдыхал. Сейчас я полноценно сплю, занимаюсь спортом, изучаю узбекский язык. Кстати, все вокруг говорят, что корейцы легко учат узбекский. (Улыбается.)
— Где вы черпаете вдохновение?
— Любому творческому человеку надо смотреть много ярких качественных фильмов, слушать музыку, читать книги, чтобы развивать воображение, смотреть на красивые картины и людей. Вот это всё в совокупности и составляет моё вдохновение.
— Как относитесь к ретуши?
— Являюсь приверженцем того, что фотограф должен хорошо сфотографировать, а не надеяться на ретушь. Я же учился на плёнке, там нельзя «замазать», поэтому меня учили, чтобы сразу был хороший кадр. Когда обработку делаешь, это всё равно в итоге выглядит неестественно. Люди чувствуют через экран, что это… нечестно.
— Возвращаясь к вашему проекту. Вы потом поддерживаете связь с героями?
— Да, конечно! Они мне потом пишут, просят прислать фото. Видят себя в рилсах, радуются, что столько просмотров, и снова приглашают. Например, женщина, которую я снимал в ролике про плов. Два ролика с ней набрали 2 млн 200 тыс. просмотров. И это без рекламного бюджета! И у меня теперь таниш-билиш, у неё я ем плов бесплатно. (Смеётся.)
— Была ли какая-то особая история, которая запала в душу?
— Каждый герой для меня важен, я всех помню. Когда монтирую и выкладываю фотографии, заново проживаю этот день. Мне кажется, у моего блога есть небольшой минус: я недостаточно знаю узбекский, чтобы раскрыть своих героев. Надо идти к тому, чтобы раскрывать персонажей с их личной историей. Но мне неудобно у людей много времени отнимать, ведь зачастую они работают на улице в жару и холод.
Вероника САМОЙЛОВА
***
Источник: «Корейцы Узбекистана» № 14 (90)
Мы в Telegram