Владимир ЛИ
Огромный вклад в возрождение нашей национальной культуры в конце 80-х- начале 90-х годов прошлого века внёс заведующий ташкентским корпунктом газеты «Ленин кичи»», Заслуженный журналист Республики Узбекистан, писатель Владимир Наумович Ким, позже взявший себе литературный псевдоним Енг Тхек. Тридцать лет назад, начиная корейское возрожденческое движение, он привлёк к этому делу тех, кто в душе давно ратовал за такие перемены. В их числе были не только сверстники Владимира Наумовича, но и люди гораздо старше него, добившиеся заметных успехов в труде и общественной жизни, пользовавшиеся среди соплеменников непререкаемым авторитетом.
А начинал Владимир Наумович свою профессиональную карьеру пятьдесят лет назад, когда был ещё студентом факультета журналистики Ташкентского государственного университета. На курсе его сразу заметили: острый ум, покладистый характер, в общении прост и доступен, да и по возрасту мало кто мог с ним соперничать — за плечами несколько лет работы на стройке, служба в армии, год учёбы в «политехе». Затем романтические скитания по просторам тогдашнего Союза в поисках своего «я». В общем, к своим 23-м годам он с лихвой успел понюхать жизненного пороху. Перспективного студента тут же пригласили работать корреспондентом в университетскую многотиражку, заставив перевестись с очного отделения на заочное.
Сегодня Владимир Наумович достиг уже почтенного возраста. Но не возраст вызывает в нём уважение — уважение вызывает то, что он состоялся и как журналист, и как писатель. Не буду перечислять всех его регалий и заслуг — они у каждого на слуху. И коль скоро я затронул творческую сторону его жизни, то хотел бы заметить: его вхождение в журналистику, а затем и в большую литературу было совсем непростым. В первую очередь, из-за того, что детство своё он провёл в Корее, куда забросила его судьба в середине прошлого века. И когда Володя вновь оказался в Союзе, ему пришлось основательно попотеть, чтобы освоить «великий русский» в том объёме, в каковом он позволил бы ему серьёзно заниматься журналистикой. Вспоминаются его первые газетные материалы — сначала в многотиражке ТашГУ, а затем и в «Комсомольце Узбекистана», где он проработал около десяти лет. Их отличало главное — нестандартность: о чём бы он ни писал — обязательно вкрапливал яркие примеры из собственной и окружающей его жизни, что придавало материалам достоверность и убедительность. Уже тогда он примерялся к созданию более широких полотен – его документальная повесть о студенческих стройотрядовских буднях, главы из которой публиковались в республиканской молодёжной газете, были одобрительно встречены и критикой, и читателями.
Владимир Наумович руководил Ташкентским корпунктом газеты «Ленин кичи» (ныне «Коре ильбо») с 1984-го по 1990 год. Это во многом благодаря ему была сформирована в корпункте собкоровская «пятёрка», которая и по сей день, будучи уже давно на пенсии, исключительно на голом энтузиазме продолжает писать историю диаспоры. После неожиданного распада Советского Союза служение своей диаспоре стало смыслом жизни многих наших соплеменников. Владимир Наумович до сих пор (да простят меня читатели за такую высокопарность!) верой и правдой служит диаспоре. И не только своим активным участием в делах Ассоциации корейских культурных центров Узбекистана, но и добровольным, бесприбыльным, невостребованным пока литературным творчеством, основная цель которого — сберечь для потомков историческую память о трагических событиях, произошедших с нашим народом в первой половине ХХ-го века. Написанные им произведения — повести «Ушедшие вдаль», «Там, где плачет жаворонок», романы «Кимы», «Переселение» и другие широко известны читателю. Он является лауреатом Всероссийского конкурса киносценариев, автором путевых очерков «Пока помним…», написанных им в Поезде памяти, который прошёл маршрутом трагического 1937 года.
Но главная заслуга Владимира Кима заключается в том, что он явился «пионером» корейского возрожденческого движения в бывшем Союзе. Эта идея смутно витала в воздухе с началом горбачёвской перестройки, но никто из соплеменников не осмеливался воплощать её в жизнь — слишком опасна и тяжела была ноша первопроходца в государстве с непредсказуемым будущим и ещё более непредсказуемым прошлым. Но он смело подхватил эту идею и, как горьковский Данко, гордо понёс в народ, ещё не ведая, чем всё это закончится. Это много позже, когда колея уже была накатана, вдруг в одночасье все ринулись возрождать национальную культуру. И как следствие – столкновение амбиций, острый накал «междоусобных» страстей.
С той поры прошли десятилетия. За этот период много чего было в нашем возрожденческом движении. Но постепенно страсти улеглись, романтическая волна схлынула, оставив в душах наших соплеменников слабый огонёк надежды на лучшее будущее.
На снимке:
Владимир Наумович Ким (Енг Тхек).
***
Источник: «Корейцы Узбекистана» № 12 (88)
Мы в Telegram