Сердце и душа этого человека принадлежат музыке. Его деятельность, творчество и гастрольный график связаны с многочисленными поездками по разным странам.
Мы побывали в Государственной консерватории Узбекистана на совместной репетиции коллектива симфонического оркестра музыкального театра-студии при Госконсерватории Узбекистана с всемирно известным южнокорейским дирижёром, музыкантом, профессором университета Пхёнтхэк, председателем всемирной Ассоциации дирижёров маэстро Но Тэ Чолем.
В малом зале консерватории маэстро Но с музыкантами и солистами театра-студии работал над «Богемой» Джакомо Пуччини. Атмосфера на репетиции царила самая что ни на есть творческая и доброжелательная. Мистер Но руководил процессом, буквально читая полотно произведения, расставлял акценты, давал рекомендации музыкантам: просил то увеличить темп, то исполнить отрывок чуть громче. Ненавязчиво, в шутливой манере, но в то же время весьма эмоционально прорабатывал либретто с исполнителями ведущих партий – Суннатом Тошбоевым и Мадиной Мухаммадиевой; Хасаном Игамбердиевым и Сеторой Абдурахмоновой.
— Мы репетируем «Богему» Джакомо Пуччини. Эта опера – одно из тех произведений, над которым чем больше работаешь, тем лучше и совершеннее оно звучит. Если дирижёр сделает хорошую интерпретацию произведения, своеобразно «прочитает» его, то в итоге оно будет звучать только лучше, — делится маэстро.
Вообще, отношение к итальянской опере у него особенное. По мнению мистера Но, Италия как родоначальница этого жанра, доминирует в мировом музыкальном искусстве. Он с большой любовью и трепетом относится к наследию Верди, Пуччини, Россини… На протяжении нескольких лет каждое лето маэстро Но проводил в Италии, учил язык, знакомился с культурой, посещал музеи. И, кажется, впитал в себя темперамент итальянцев.
— Итальянцы – весьма эмоциональны и экспрессивны. Все эти чувства, страсти, подобно взрыву, находят выражение в музыке. Если сравнивать местных жителей с немцами, то в Германии люди более спокойные и закрытые, — рассуждает он.
Сорок пять лет назад мистер Но начинал с джаза, он с упоением играл на гитаре и электросинтезаторе, но со временем, всё глубже постигая музыку, открывал для себя совершенно иной мир. Потому что, по признанию маэстро, классическая музыка – это высочайшая культура и совсем другой уровень восприятия. Но чтобы достичь этого, нужно постоянно работать над собой, заниматься самосовершенствованием.
Биография и деятельность маэстро – самый наглядный тому пример. Но Тэ Чоль родом из Пусана. Его родители – простые труженики, не имеющие отношения к музыке. Для будущего дирижёра восхождение на музыкальный Олимп началось с пения в хоре, где он стал выступать с 13-ти лет. Денег на обучение не всегда хватало, несмотря на то, что родители трудились не покладая рук, зачастую без выходных и отпусков. Тогда юноше пришлось работать, сначала на заводе, затем давать уроки игры на гитаре и фортепиано. В возрасте 27-ми лет он смог самостоятельно без помощи родителей оплатить своё обучение, поступив в консерваторию в Австрии, где специализировался по оперно-симфоническому, хоровому дирижированию и теории музыки. Там Но Тэ Чоль провёл целых 8 лет! Он много и кропотливо трудился, создавая себе имя, приобретая опыт и мастерство. Вспоминая то время, маэстро говорит, что оно было связано с постоянными поездками по Европе, зачастую за рулём, т.к. тогда он не мог позволить себе дорогостоящие авиаперелёты.
Любимый композитор дирижёра — Моцарт, когда грустно и тяжело он слушает его сочинения, после чего настрой и эмоции совершенно иные. Если ощущается усталость, то на помощь приходит Бетховен. Один из любимых авторов Но Тэ Чоля – Рахманинов, чьё творчество он всерьёз оценил, работая в России. По мнению героя, национальная принадлежность композитора обязательно находит выражение в его музыке и произведениях, она передаёт то, что называется национальным характером.
— Я несколько лет сотрудничал с Венгерским симфоническим оркестром, проникся музыкой Гайдна. Он где-то глубоко внутри. В то же время мне симпатизирует Доницетти, – говорит маэстро.
Сегодня Но Тэ Чоль – гражданин мира. Маэстро владеет немецким, английским, итальянским, русским и корейским языками. Он любит повторять, что уникальность профессии дирижёра не только в занятии любимым делом, но и в возможности путешествовать по миру, знакомиться с культурой разных народов. В прошлом году мистер Но побывал в Южной Америке: в Парагвае, Аргентине, Бразилии. Европу он объездил практически всю, так как работал в Австрии, Италии, Германии, Венгрии, Болгарии и других странах, долгое время дирижировал в США, сотрудничал с оркестрами на Филиппинах и во Вьетнаме.
Наибольший период зарубежной деятельности маэстро занимает работа в России. Он признаётся, что за двадцать лет успел полюбить её. Но это чувство сформировалось не сразу, а появилось лишь спустя три года жизни там. Как иностранца его до сих пор продолжают удивлять российские дороги и бюрократизм. Но это ничто по сравнению с тем, какое колоссальное влияние оказали на мировое искусство и литературу русские музыканты и композиторы, писатели и художники, артисты и певцы! Для Но Тэ Чоля знакомство со страной началось с Владивостока, потом был Нижний Новгород, Казань, Омск, Улан-Удэ, Якутск, Ростов-на-Дону, Саратов, Краснодар, Тамбов… У маэстро много друзей и учеников в России, а ещё мистер Но выступал в качестве организатора и руководителя музыкальных фестивалей, среди которых «Белые ночи», «Евразия» и других. За эти годы дирижёр сотрудничал с тридцатью российскими коллективами, проникся русской культурой и литературой настолько, что ему оказались не страшны суровые якутские морозы и пандемия, которую он переживал, находясь в изоляции в здании музыкального института в Якутске (маэстро на тот период занимал должность вице-ректора этого вуза). И в такой непростой момент, когда выехать за пределы страны не представлялось возможным, когда приходилось переживать бытовые трудности, маэстро находил спасение в музыке. Он играл на фортепиано, работал над партитурами, слушал записи музыкальных произведений.
Свой приезд в Узбекистан маэстро Но не считает случайностью, на это повлияли три фактора. Во-первых, он был наслышан о высоком исполнительском и профессиональном уровнях музыкальных коллективов республики; во-вторых, здесь тёплый климат, солнечные и гостеприимные люди; в-третьих, проживает большая корейская диаспора, что для него немаловажно. В Ташкент мистер Но приехал после Якутии, суровый климат которой сказался на здоровье маэстро. К сожалению, работать и оставаться там дольше он не мог, уж очень нелегко переносились -42оС, поэтому решил перебраться в тёплые края.
Маэстро Но начинал работу с оркестром ГАБТа им. А.Навои. Сейчас он сотрудничает с Государственной консерваторией, но связи с театром не прерывает. Ректор музыкального вуза — Камолиддин Уринбаев много помогает ему. Маэстро ведёт класс из восьми студентов, обучает их дирижированию.
— Сейчас во всём мире наблюдается тенденция: молодёжь не понимает и не интересуется классической музыкой, — продолжает маэстро. — В одночасье привить и пробудить интерес к ней не получится. Этот интерес, а соответственно вкус, нужно воспитывать постепенно. Конечно, если сравнивать классику и современные направления, то последние более динамичны, классическая же музыка раскрывается поэтапно, её нужно понимать, уметь слышать, а для этого нужно работать над своим духовным миром.
Любовь к музыке и опере маэстро передал и своей дочери – Но Ын Би. Она приехала вместе с отцом в Россию, училась в Нижнем Новгороде, затем в Улан-Удэ. Но Ын Би — обладательница великолепного сопрано, работает и продолжает учиться, но уже в Корее.
…Гастрольный график дирижёра расписан далеко вперёд, в ближайшем будущем у него предстоят репетиции в Казахстане, через год он планирует поехать в Италию. Но где бы ни находился маэстро — с ним всегда будет музыка. А ещё он считает себя невероятно счастливым человеком, потому что есть любимая работа, есть оркестр, на репетиции которого он всегда спешит; вокруг друзья и удивительный мир, дающий возможность творить.
Наталья ШЕК,
фото Владислава ДИНА
***
Источник: «Корейцы Узбекистана» № 11 (87)
Мы в Telegram