Работы этого мастера привлекают внимание своим изяществом, красотой и благородством. В них прослеживаются тонкие жизненные наблюдения автора, его трепетное отношение к узбекскому фольклору и керамике Востока.
В Ташкентском доме фотографии открылась персональная выставка художника-керамиста, преподавателя Республиканской специализированной школы дизайна Юрия Кима.
На экспозиции, которая проходит в рамках Международного фестиваля изобразительного и прикладного искусства, посвящённого «Году заботы о человеке и качественного образования», представлено около двухсот работ мастера, изготовленных за последние полтора года, — горшки для бонсай, блюда, мелкая пластика. Юрий Николаевич, виртуозно владеющий секретами и выразительными приёмами мастерства, по праву считается мэтром своего дела.
Уникальность и оригинальность выставки и творчества Ю.Кима, достойно продолжившего многовековые традиции узбекских керамистов, и, безусловно, дополнившего их своими, отметил председатель Академии художеств, народный художник Узбекистана Акмал Нуриддинов (Акмаль Нур). Двух признанных мэтров связывает многолетняя дружба, зародившаяся ещё в годы их совместной учёбы в училище им. Бенькова.
Вдвойне приятным событием для Юрия Николаевича стало вручение ему Серебряной медали Академии художеств Узбекистана за заслуги в области развития прикладного искусства, подготовке подрастающего поколения, успехи в творческой деятельности.
Директор Республиканской специализированной школы дизайна Маъсуддин Салахитдинов остановился на педагогической деятельности устоза Кима, том огромном уважении и любви, которыми пользуется Юрий Николаевич среди своих учеников и коллег.
…После окончания училища им. Бенькова, где Ю.Ким учился на живописца, он четыре раза пробовал свои силы в Театрально-художественный институт им. А.Островского. По убеждению мастера, судьба сама распорядилась так, что он поступил на отделение керамики этого вуза.
И как оказалось, не зря: создавая разнообразные вазы, блюда, чаши, образы людей и животных, Юрий Николаевич всё больше погружался и втягивался в удивительный мир мелкой пластики.
С 1999 года мэтр стал преподавать в колледже дизайна (ныне специализированная школа дизайна). Благодаря такому синтезу – преподавательской и творческой деятельности, на свет появилось много его работ, которые сейчас практически все находятся в частных коллекциях. В школе, считает Юрий Николаевич, созданы хорошие условия: мастерская, печь, сама атмосфера, — всё это побуждает к дальнейшему творчеству и обучению ребят. Главное, что он стремится привить своим ученикам – любовь к глине и обязательно научиться чувствовать материал, только в этом случае у будущих мастеров будут рождаться настоящие работы. Когда ребятам нравится то, чем они занимаются, они обязательно полюбят своё дело.
Ученики Юрия Николаевича из его первого выпуска уже вполне сложившиеся, самостоятельные художники. Среди них мэтр выделяет мастеров Марата Хабиева, Юсуфа Мавлянова (главного художника керамической мастерской, автора мавзолея И.Каримова), Валерия Фетиева. Они до сих пор общаются и дружат, главное, что наставник дал им направление, благодаря которому они состоялись в творчестве и искусстве.
В наши дни мелкая пластика является весьма востребованным направлением в искусстве и пользуется большой популярностью, поэтому открываются небольшие студии, одна из таких — «Поттервиль» — была создана при непосредственном участии мэтра. К нему довольно часто обращаются за помощью и консультациями: как установить печь, где найти краски и т.д.
В своё время керамика привлекла Ю.Кима своей непредсказуемостью: «Когда ставишь работу в печь, то можно лишь предположительно ожидать, какой она получится в плане цвета и формы. Когда распахиваешь дверцу и с трепетом вынимаешь изделие, то порой рождаются совершенно случайные эффекты и здесь верно утверждение керамистов, что печь сама выступает в роли творца — либо украшает работу, либо бракует её», — делится он.
Отличительной особенностью мелкой пластики Юрия Кима является хрупкость, точнее ювелирность его работ. Это, по мнению самого художника, и недостаток, и одновременно его конёк. Мэтр замечает по этому поводу: «Обычно керамисты стремятся к простоте форм, незамысловатости, утилитарности, какой-то статичности. У меня же всё наоборот — каждая фигурка отличается замысловатостью, филигранностью, многочисленными миниатюрными деталями — ножками, пальчиками… Но в этом-то и заключаются красота и прелесть, когда есть движение…»
Благодаря таким чертам, работы Юрия Николаевича обретают свою неповторимость и уникальность.
Удивительный мир приоткрывается зрителю при созерцании куда-то вдаль уходящего каравана верблюдов, навьюченных поклажей; фигурок старцев, неспешно ведущих беседу за пиалой чая; человека средних лет, прилегшего отдохнуть под сенью деревьев… Образы, которые находят воплощение в работах Ю.Кима, являются итогом многолетнего опыта, поездок по стране, изучения материала, быта, обычаев. И всё это, по его выражению, хранится до определённого момента в голове.
Продолжая в своём творчестве лучшие традиции узбекских керамистов, мастер не забывает о традициях семейных. Отец Юрия Николаевича очень рано ушёл из жизни. По его воспоминаниям, он был великолепным живописцем, учеником самого Павла Бенькова. Но основное влияние на его формирование как художника оказал старший брат Георгий, оставивший после себя много работ в акварели и камне. 9 ноября 2023 года планируется семейная выставка в Центральном Выставочном зале Академии художеств Узбекистана, где будут экспонироваться их произведения. Это дань памяти близким людям, которым Юрий Николаевич многим обязан, поэтому сейчас он активно и много трудится для того, чтобы представить на предстоящей экспозиции и свои работы.
Особое место в творчестве Юрия Николаевича занимают образы, связанные с верблюдом. Мэтр считает, что несмотря на свою какую-то внешнюю несуразность, это относительно спокойное животное, по-своему красивое и благородное. Как ни странно, по наблюдениям автора, именно фигурки верблюда пользуются большой популярностью, их с удовольствием приобретают коллекционеры и ценители искусства из Южной Кореи, Японии, Германии, США. Поэтому художник с неменьшим удовольствием выполняет их в разных конфигурациях: сидячих, лежачих, бредущих… Мэтр смеётся, но у него верблюды не задерживаются!
О том, насколько дорог этот образ художнику, говорит то, что однажды Юрий Николаевич озвучил мечту: собрать миниатюрный караван из тысячи верблюдов. И как полагает, за годы творчества он приблизился к заветной цифре.
У мастера впереди ещё много творческих замыслов и планов. Юрий Николаевич рассказывает о преемственности поколений: «Я являюсь продолжателем семейных традиций, учу и готовлю своих учеников, значит, моё имя и дело, которому посвятил жизнь, найдут своё продолжение».
Кстати, дочь художника – Екатерина – тоже человек, имеющий отношение к творчеству. Она выпускница консерватории, преподает вокал в музыкальной школе, имеет образование в области ландшафтного дизайна. Внук, несмотря на свой юный возраст, прекрасно рисует, в семье подрастает ещё одна творческая личность.
Юрий Николаевич также отмечает, что в искусстве является приверженцем традиционных классических направлений, поэтому предпочитает заниматься ими: «Если мои миниатюры вызвали у зрителя улыбку и подняли ему настроение – это самое главное, значит, не зря был затрачен мой труд».
На выставке среди ценителей искусства, учеников, коллег, были замечены и друзья Юрия Николаевича, которые помимо его профессиональных качеств, подчеркнули главное достоинство художника – умение дружить и сохранять своё постоянство.
«Будем у станка!» — заявил мэтр, а это означает, что творчество и процесс созидания продолжаются.
Наталья ЦОЙ,
фото В.ГИЛЯЗЕТДИНОВА
***
Источник: «Корейцы Узбекистана» № 8 (84)
Мы в Telegram