Новости
Профессор Кан: «История никого никогда не учит, она только строго наказывает за невыученные уроки»

В гостях у Ассоциации Корейских Культурных Центров Узбекистана профессор, доктор исторических наук, член Попечительского совета Ассоциации корейцев Казахстана, заместитель председателя Алматинского корейского национального культурного центра, заведующий литературной частью Государственного республиканского академического корейского театра», кавалер ордена «Парасат» Георгий Кан.

В Ташкенте профессор Кан находился по приглашению Университета Пучон, где планировалась его выступление перед студенческой аудиторией. В один из дней, совпавших с проведением во Дворце корейской культуры и искусств творческого вечера, посвящённого 50-летию ансамбля «Ченчун», Георгий Васильевич побывал в АККЦУз. Конечно, мы не могли не воспользоваться случаем и попросили рассказать известного учёного о его пути в науку, поделиться мнением об интересе молодёжи к образованию, общественном движении, вопросах культуры.

…С выбором профессии у Георгия Васильевича сомнений не возникало. Определяющую роль сыграла мама, которая была учителем. Авторитет наставника в те годы был на недосягаемой высоте: знания и мудрость, которые он нёс, вызвали трепет и уважение. Отец же связывал будущее сына с профессией врача. Учился Георгий неплохо, начал готовиться к поступлению, но в какой-то момент пришло осознание, что медицина – не его стезя. Больше нравилась история. Почему? Потому что было интересно докапываться «до руды», до самой сути. Отец принял выбор сына. Георгий поступил на исторический факультет Казахского государственного педагогического института. О выборе профессии ни разу не пожалел, даже в лихие 90-е, когда многие пересмотрели жизненные цели и приоритеты. По этому поводу у Георгия Васильевича своё мнение: помимо того, что Казахстан богат полезными ископаемыми, он имеет уникальную и неповторимую историю. А это именно та область, в которую можно внести свой вклад, найти что-то новое и развивать её дальше.

— В 1975 году отмечалось 50-летие первого вуза Казахстана. И нас, студентов-первокурсников отобрали для работы в архиве. Попав однажды в хранилище уникальных документов, я не прекращаю работать там и по настоящее время, — говорит Георгий Васильевич. — Это, действительно, уникальные вещи. Взять, к примеру, юбилей Хон Бом До. Я нашёл в архиве приказ по корейскому театру в Кзыл-Орде о принятии его на работу сторожем. Когда знаменитого героя трудоустроили, то он не просто выполнял свои непосредственные обязанности, но и многое рассказывал о событиях, которым был свидетелем. На основании этих повествований  драматург Тхай Дян Чун написал пьесу «Хон Бом До». Документы в архивах содержат сведения, позволяющие делать новые открытия. Хотя применительно к этой ситуации имели место и воспоминания очевидцев, но не было им подтверждений. А в истории существует непреложное правило: есть документ – есть история, нет документа – нет истории.

Работая в архивах, Георгий Васильевич неоднократно задавался вопросами истории и переселения корейцев. Вплоть до 1991 года документы были засекречены. Когда открылся доступ к ним, историк углубился в исследования. Учёный считает, стоит ли изучать всемирную историю, если не знаешь истории своего народа и своей семьи? Конечно, все свои силы в тот период он бросил, чтобы по крупицам, а главное, документально исследовать историю переселения и жизни корейцев в Казахстане.

16 декабря 1991 года республика провозгласила независимость. На второй день после этого события, по воспоминаниям Георгия Васильевича,  собрали всех историков и озвучили, что отныне как самостоятельный предмет в вузах вводится «История Казахстана».

— Прежде чем что-то спросить у студента, необходимо ему вначале что-то преподать. Но как спрашивать, как читать лекции, если не подготовлены, не написаны, не изданы учебники, соответствующая литература, методические пособия? А учить студентов и передавать им знания требовалось как никогда. Так я начал писать. Выпустил сначала брошюру, — делится профессор, – но уже тогда поймал себя на мысли, что читаю лекции, ссылаясь то на одного учёного, то на другого, но ведь студенты – народ продвинутый, всё подвергающий сомнениям! Вот и получается, что я рассказываю о памятнике «первый след человека в Казахстане», а молодой человек возьми и предложи мне поехать посмотреть на то самое место. А вдруг его уже нет там?! Потому и поставил себе задачу – организовать экспедиции, пройти всю программу шаг за шагом, запечатлеть увиденное на фотокамеру (к примеру, период борьбы с джунгарами, Толе би в Ташкенте, Казыбек би в Туркестане, Айтеке би в Нурате). Вместе с супругой — Ириной Сергеевной, кандидатом исторических наук, снимавшей все памятники и фотографом Виктором Аном, мы прошли десятки стран в экспедициях. Только тогда я почувствовал, что видел ту историю и сегодня готов не просто читать лекции, но и рассказывать о них в формате 3D. К сожалению, у современных молодых людей не всегда хватает времени и желания смотреть этот бесконечный и захватывающий исторический сериал, поэтому вновь возникает необходимость сжать и сделать более краткое описание материалов в книге. Я постоянно работаю над совершенствованием «Истории Казахстана», особенно в последнее время, когда появилось столько наработок! Так что придётся вносить все эти дополнения, готовить её к очередному переизданию.

Профессор Кан утверждает, что самое трудное для историка – писать современную историю, потому что все мы являемся её живыми свидетелями, очевидцами, участниками многих процессов.

— Произошли определённые события — независимость, принятие всей атрибутики, дальнейшее развитие по направлениям экономики и политики и т.д. Задача историка на современном этапе на основе документов показать, как этот процесс развивался и какие существовали варианты развития и что было бы, если пошли по другому пути, — рассуждает Георгий Васильевич. — История не терпит сослагательного наклонения. После развала СССР на территории Казахстана находилось 1216 ядерных боеголовок. Мы отказались от них, а ведь ряд иностранных государств предлагал приличные инвестиции для того, чтобы республика сохранила у себя этот потенциал. Только представьте, если бы события развились по такому сценарию. Поэтому необходимо всё чётко документировать, соблюдать этот единственно верный и простой метод, следовать одному очень мудрому изречению: «История никого никогда не учит, она только строго наказывает за невыученные уроки».

Более 40 лет Георгий Васильевич совмещает исследовательскую деятельность с преподавательской. Профессор не устаёт повторять, что преподавание – процесс весьма сложный и взаимосвязанный, без научной основы он просто немыслим и в то же время, не преподавая, невозможно заниматься серьёзной наукой.

— Всё, что находишь в науке, необходимо донести до студенческой аудитории. Студенты моментально отличают, несёшь ли ты им нечто новое и оригинальное или занимаешься переливанием из пустого в порожнее. Хотел бы отметить, что с годами преподавать всё сложнее ещё и потому, что понимаешь сущность человека, особенно когда перед тобой не просто студент, а космос, причём нужно постараться дать этому «космосу» как можно больше нужного и полезного, и не испортить ему жизнь, — размышляет профессор Кан. — Многому приходится учиться и у своих студентов. Помню, однажды отчитывал молодого человека за невежливое отношение к девушкам: «Разве ты так будешь говорить со своей мамой?» На что он мне ответил: «А у меня не было мамы». И таких ситуаций встречалось достаточно, поэтому мой жизненный принцип — никогда, нигде и ни при каких обстоятельствах не задевать достоинство человека.

По глубоким наблюдениям профессора Кана, несмотря на цифровизацию современного общества, нынешнее молодое поколение мало чем отличается от своих ровесников сорок, тридцать лет. Парни и девушки также продолжают общаться, проявлять интерес к знаниям, выражать свои чувства… Георгий Васильевич считает, что студенты видят в нём не ментора, а человека. Они также, как и их ровесники несколько десятков лет назад, обступают преподавателя после очередной лекции, засыпают вопросами, вступают в беседу, дискутируют. По признанию профессора, он очень боялся встречи с молодёжью, рождённой в 1991 году, потому что это поколение независимости, многое не заставшее из тех реалий, с которыми выросли и жили мы.  Но на самом деле всё оказалось гораздо проще.

— Им нужно живое общение и необходимость выразить своё мнение. И не передать эмоции, когда видишь реакцию ребят на обнаруженные исторические объекты или памятники, их сопричастность к ним. Очень показателен случай из практики, — вспоминает Георгий Васильевич, — когда во время одной из экспедиций удалось найти обсидиановое скребло ашельского периода, возраст которого насчитывал 200 000 лет. Решили передать находку в музей палеолита. Показал его студентам, а один молодой человек, чей родной аул расположен недалеко от этого места, был глубоко потрясён, что такие находки можно обнаружить там, где ты родился, вырос и живёшь.  Такое не оставляет никого равнодушным. С молодыми людьми нужно возиться, нужно учить и воспитывать. Уверен, что процесс обучения должен включать в себя не только передачу знаний студентам, но и воспитательную функцию. Причём даже сейчас затрудняюсь ответить, что важнее — обучить молодых людей или воспитать их?

Кстати, за всю свою преподавательскую деятельность Георгий Васильевич ни разу никому не поставил «неуд», т.к. считает это бессмысленным. Куда более действенный метод, по его мнению, заставить студента подготовиться, прочитать, выучить материал и прийти на пересдачу через несколько дней.

…С 2018 года Георгий Кан заведует литературной частью Государственного республиканского академического корейского театра. Свой приход в храм искусства он объясняет следующим. В 2022 году праздновалось 90-летие театра, единственного, носящего статус «государственного» на территории СНГ. Этот очаг корейской культуры был создан во Владивостоке. После переселения на протяжении пятидесяти лет театр существовал в изоляции, т.к. не было никаких контактов с исторической Родиной.

— Наши родители стали носителями так называемого островного диалекта коре-мар, — продолжает профессор, — и теперь он может потеряться, раствориться и исчезнуть. Чтобы сохранить уникальное наследие корейского театра, я посоветовался с экспертами ЮНЕСКО о том, существует ли возможность включения его в список нематериального культурного наследия. Эксперты дали своё заключение, что для этого есть основание – коре мар, с соответствующим определённым периодом, пьесами, драматургами – Хан Дином, Ким Дином. Вот для этого я и пришёл в театр, т.к. необходимо составить досье для включения в номинацию, а это непростая процедура, довольно длительная. Работа ведётся и ныне.

У профессора Кана есть мечта. В 1995-1996 гг. он написал «Историю корейцев Казахстана». Книги дополнялись, переиздавались. В 2017 году в них включили наименование 32-х улиц, названных именами известных корейцев или имеющих отношение к корейцам Казахстана. Георгий Васильевич объехал все объекты, построенные корейскими архитекторами, даже нашёл те деревья (тутовые), которые в своё время привезли с собой предки с Дальнего Востока.  Историю Казахстана он прошёл своими ногами. И теперь надеется, что корейский театр будет включен в список нематериального культурного наследия ЮНЕСКО, кроме того, внёс предложение назвать его именем Хон Бом До.

Ещё одна сфера деятельности Георгия Васильевича – общественная работа. В 1990 году была образована Ассоциация корейцев Казахстана, первый съезд которой проходил в здании Высшей партийной школы. Это событие получило большой резонанс. Президентом Ассоциации корейцев Казахстана избрали Гурия Борисовича Хана, профессора партшколы. Георгий Васильевич, в ту пору доцент партшколы, также принял в нём участие, причём не только как делегат, но и оказывая непосредственную помощь. По его воспоминаниям, вместе с Владимиром Егоровичем Кимом – народным артистом Казахстана, директором театра, они вместе вешали задник на сцене. Уже тогда он вовсю работал над «Историей корейцев Казахстана» и ещё больше укрепился во мнении о необходимости участия в общественном движении.

—  Ассоциация корейцев Казахстана и Алматинский городской национальный культурный центр сейчас работают под эгидой Национальной ассамблеи народов Казахстана в тесном контакте с другими этнокультурными объединениями. Первоочередная задача, которую ставят перед собой две организации, — отмечает Г.Кан, — оставаться неотъемлемой частью этнокультурного народа республики, поэтому на современном этапе  необходимо отвечать всем требованиям времени: знать государственный язык, быть готовыми заполнить все ниши власти — представительной, экономической, общественно-политической и т.д. Особенно непросто сейчас культуре и науке, здесь нам  нужно  подготовить достойную смену, поддержать молодых учёных. Процесс взращивания нового поколения научных деятелей – весьма долгий, для этого нужны средства. Государство многое делает в этом направлении, но постоянно ждать, когда будут созданы соответствующие условия, мы не можем, поэтому формируется вот такая глобальная задача.  Недавно в Алматы отмечался юбилей — 100-летие академика Леонида Павловича Ни, единственного академика на сегодняшний день. А это повод и очередной ориентир, к которому мы должны стремиться. COVID-19 показал, что все уязвимые слои населения нуждаются в поддержке  и помощи, и этот вопрос  также необходимо взять на контроль. И ещё один момент, на который хотелось бы обратить внимание: на протяжении всех лет независимости постоянно мониторю вопрос об оттоке корейцев из Казахстана. Сегодня в стране проживает 109-тысячная корейская диаспора. Не случайно на мероприятиях, приуроченных к 70-летию переселения корейцев в Казахстан, Президент Н.Назарбаев поблагодарил нас за такое постоянство.

В завершении беседы Георгий Васильевич поделился своими впечатлениями о посещении Дворца корейской культуры и искусств и деятельности АККЦ.

— То, что я увидел превзошло все красочные описания очевидцев. Это абсолютно современный дворец, являющийся показателем вашей работы, — восхитился он. – Зачастую многие обыватели любят говорить: «Я был в Ташкенте, а у них там лучше!» или «Я был в Алматы, у них театр – круче!»  Далёк от этого, хочу, чтобы мы радовались совместным успехам. Нас разделяет полтора часа авиаперелёта. У вас есть что показать, и у нас есть на что посмотреть. У АККЦУз замечательные планы строительства музея, у вас замечательная галерея! В 1968 году у нас был «Ариран»,  а сегодня во Дворце корейской культуры и искусства отметили 50-летие «Ченчуна», причём на творческий вечер удалось собрать все три поколения артистов, почему бы такой же вечер не организовать и у нас, только с коллективом «Ариран»?!

То, что делает Ассоциация – архиважно, т.к. молодёжь вникает в культуру, в искусство, поэтому у меня останутся самые впечатления от поездки. Могу в заключение сказать одно: «Корейцы очень основательно, прочно и органично живут в дружной семье народов Узбекистана».

 

Наталия ШЕК,

Фото В.ГИЛЯЗЕТДИНОВА

***

Источник: «Корейцы Узбекистана» № 8 (84)

Мы в Telegram

ПАРТНЁРЫ