Новости
Валерий Пак — учёный и не только…

Удивительно, насколько многогранен человек! Учёный, исследователь, редактор научных журналов, обладатель чёрного пояса 7-го дана Международной федерации таэквондо (ИТФ), мастер, судья международной категории, главный технолог компании «TEGEN». И это далеко не полный перечень званий и заслуг нашего героя.

О личных достижениях и мотивации, будущем науки, взглядах на жизнь мы говорим с доктором химических наук, председателем НТО «Тинбо» при Ассоциации Корейских Культурных Центров Узбекистана Валерием Викторовичем Паком.  

Недавно в жизни и научной деятельности Валерия Викторовича произошло очень важное событие – защита докторской диссертации.

— Валерий Викторович, чему посвящалась Ваша докторская диссертация?

— Диссертация представляет теоретическое исследование по разработке компьютерной модели взаимодействия пептидов с ферментами. В качестве объекта исследования были взяты пептиды, которые проявляют холестерин снижающий эффект. Разработанные модели тестировали с использованием этих пептидов. Проще говоря, сейчас многие люди для снижения уровня холестерина применяют так называемые статины, помимо положительного эффекта, они обладают ещё и побочными. Наши разработки позволяют снизить уровень холестерина более безопасно.

—    Она явилась продолжением кандидатской или это совершенно новая работа?

— Докторская диссертация – совершенно новое направление.  Кандидатская была связана с разработкой гибких технологических схем для производства и получения промежуточных соединений для фармацевтической и текстильной промышленности. В той работе я исследовал пути синтеза этих промежуточных соединений, находил оптимальные условия для технологического процесса для разработки безотходного или малоотходного производства. А докторская представляет направление в биоорганической химии. Общее, что связывает дипломную, кандидатскую и докторскую —  компьютерное моделирование.

—  Давайте поговорим о практической составляющей Вашей диссертации. В каких областях она найдёт применение?

— Так как это теоретическое исследование, в ходе которого мы разработали модель взаимодействия пептида с ферментом, которая позволяет  предсказывать биологическую активность, то это те сферы и отрасли, которые используют ферменты и пептиды – медицина, пищевая и косметическая промышленность.

— Вы являетесь представителем второго поколения научной династии. Какое влияние на Ваш научный выбор оказала мама, доктор химических наук Любовь Мироновна Юн?

— Да, разумеется, очень больше влияние. Так как мама — пример, который всегда был перед глазами. Она была очень целеустремлённым, трудолюбивым и прозорливым учёным. Я всё время видел, как она трудится, тем более она была первой доктором наук среди женщин-кореянок. Мы поработали вместе некоторое время. Она обладала колоссальной энергией, и порой я не выдерживал тот ритм,  который она задавала. Думаю, что эти качества были примером для меня. Я старался им следовать и взращивать их в себе.

— Возникали ли у Вас с Любовью Мироновной какие-то научные споры и разногласия? Как они решались?

— Очень показателен пример нашей совместной работы в Корее. У мамы было своё видение ситуации, у меня — своё. Мы спорили. Она всегда уважала мнение других и давала возможность реализовать свою идею. И тогда она сказала: «Поступай так, как ты задумал!» Я сделал именно так, как решил. Наши споры решались на основании наших опытов и результатов. На тот момент я оказался прав. Но в большинстве случаев я прислушивался к советам мамы, т.к. у неё было больше жизненного и научного опыта.

 — Знание английского языка позволило Вам редактировать научный журнал. Как долго Вы изучали язык?

— В этой связи скажу следующее: сейчас знание английского языка – необходимость времени. В моём случае я начал учить его в школе, потом в институте. Но по-настоящему стал изучать, когда попал в языковую среду – во время работы в научно-исследовательском институте в Корее. Я был вынужден заговорить и начать писать, т.к. один из критериев научной деятельности – написание статей. Стал писать на английском, так подтянул язык, ну а после освоения письменной речи — заговорил. В процессе публикаций в научных журналах, ко мне стали обращаться издательства для рецензирования статей, т. к. это была моя область, оно не представляло особой сложности. Я прошёл все этапы от написания статей, рецензирования, что и подготовило меня к редакторской деятельности.

— Что дал Вам опыт редакторской работы?

— Он мне дал формат: что нужно писать и как надо писать, чтобы люди понимали. И в соответствии с рейтингом журнала, зная всю кухню как автор и как редактор, это давало больше шансов на то, что статья увидит свет.

—  Валерий Викторович, Вы являетесь председателем НТО «Тинбо». Расскажите, пожалуйста, о том, чем занимается общество в настоящее время, каких учёных оно объединяет?

— Любовь Мироновна возглавляла общество более двадцати лет, в 2019 году передала эту эстафету мне.  Цели и задачи нашего общества остались прежними: объединение учёных, работающих в области естественных наук; укрепление международного научного сотрудничества, работа с  молодёжью для вовлечения в научную деятельность как потенциальных кандидатов – будущих учёных. Иногда мы смещаем акценты между эти тремя основными задачами, но в основном, как было заложено ранее, следуем им.  Думаю, в ближайшем будущем основное внимание будем уделять молодёжи и укреплению сотрудничества с другими учёными.

– Общество ежегодно организует форумы молодых учёных. Планируется ли его проведение в 2023 году?  И чему он будет посвящён?

— Да, у нас в планах проведение форума молодых специалистов, которые хотят работать в сфере естественных наук. Это будет VII-й форум в таком формате, также мы планируем организовать научно-техническую конференцию, где будут выступать специалисты в конкретных областях. Мы постараемся сделать так, чтобы сотрудничество и связь между старшим поколением учёных и молодёжью укреплялась с каждым годом, именно в научно-профессиональной сфере.                                                                                      — 

Поддерживает ли общество “Тинбо” связи и контакты с подобными зарубежными обществами?

— Таких обществ, аналогичных нашему, в мире существует девятнадцать, а на территории СНГ – три, помимо “Тинбо”, есть ещё в России и Казахстане, с которыми налажены очень тесные связи. Наши учёные ежегодно принимают участие в организуемых ими научно-практических конференциях,  где выступают там как с пленарными докладами, так и секционными.

— В последнее время можно часто услышать мнение о том, что молодёжь не очень охотно идёт в науку. Что Вы думаете по этому поводу?

— Могу сказать, что в последние годы в нашей стране для молодого поколения создаются условия, чтобы стать знающими, востребованными учёными, повышается престиж учёного и науки в целом. Я предполагаю, что в ближайшее время мы сможем увидеть омоложение научных кадров.

— На Ваш взгляд, что нужно сделать, чтобы заинтересовать молодых людей научной деятельностью?

— Мне кажется, что к каждой профессии у человека должна быть склонность. Поэтому, если есть тяга к науке, то будет и стремление к ней. Но если возникнет выбор: заниматься другой работой или наукой, и условия для занятия будут соизмеримы, то человек, конечно же, выберет научную деятельность, если он горит ею. Просто надо создать эти условия.

— В чём отличие подходов к научной деятельности у нас в стране и за рубежом?

—  Это комплексный вопрос. Могу сказать, что когда я побывал, а также поработал в научно-исследовательских институтах и центрах за рубежом, меня поразило мощное приборное оснащение, далее обеспечение, сервис и безграничный доступ к электронным данным и литературе. В таких условиях можно целиком и полностью сконцентрироваться на работе.

— Расскажите, пожалуйста, как Вы увлеклись таэквондо? И помогает ли Вам спорт в науке?

— Восточными единоборствами я увлекался с детства. В 1978 году пришёл в каратэ, потом занимался ушу, а в 1989 году стал заниматься таэквондо, т.к. приехали специалисты из Кореи. Восточные единоборства – стиль жизни, и он мне близок. Это не только техническое совершенствование мастерства, но и духовное. Это школа, дающая познать себя. По окончании обучения древние мастера выдавали ученику документ, где прописывалось, что он соответствует критериям школы в морально-этическом и техническом плане. Восточные единоборства включают в себя духовные и медитативные практики, которые помогают жить, работать, преодолевать стрессовые ситуации, сохранять спокойствие и активность. Такой образ и стиль жизни мне нравятся.

— Сертификат лично Вам вручал сам основоположник таэквондо (ITF) генерал Чой Хон Хи, так ли это? 

— Самый первый сертификат и чёрный пояс я действительно получил в 1991 году из рук генерала Чой Хон Хи, когда он приезжал в Ташкент. Среди стран СНГ у меня был №7, а экзамены сдавали 150 человек. Вплоть до 4-го дана сертификаты мне вручал лично генерал. После ухода из жизни федерацию возглавил его сын.

– На сегодняшний день Вы являетесь судьёй международной категории, доводилось ли Вам судействовать?

— С получением 4-го дана автоматически становишься международным инструктором и судьёй международной категории. Я участвовал в различных азиатских турнирах и чемпионатах мира как судья, был главным судьёй на Чемпионате Азии в 2015 году.

— Ваши сыновья продолжили династию учёных?

— Сейчас пока нет. Мой старший сын по образованию экономист, он работает в крупной компании, а младший – программист, закончил МГУ, магистратуру – в Московском техническом университете им. Баумана на красный диплом, так вот в отношении него есть надежда, что он продолжит династию учёных.

Наталия ШЕК, фото из архива В.Пака

***

Источник: «Корейцы Узбекистана» № 3 (79)

Мы в Telegram

ПАРТНЁРЫ