«Учитель выполняет благороднейшую миссию, открывая детям дверь в мир прекрасного». Эти слова принадлежат замечательному педагогу и чудесному человеку – Алле Антоновне Ким. Ее уютный кабинет весь в портретах любимых (уже известных не только в Узбекистане, но и в мире) учеников. Сама Алла Антоновна излучает из себя просто потрясающе позитивную энергетику, с ней легко и приятно беседовать. И, наверное, поэтому совсем-совсем не выглядит на свои годы, ведь в ее сердце царят гармония и знание духовных истин. А еще – музыка…
Музыка в ее жизни появилась достаточно необычно – в виде советских пафосных песен, звучащих по радио. Маленькая Алла – дочка скромных служащих – слушала радио и пальчиками отстукивала ритм по столу…
Родители Аллы – Антон Иванович Ким и Ольга Михайловна Цой – поженились еще на Дальнем Востоке, но почти сразу же после свадьбы их семьи были депортированы в Среднюю Азию. После мытарств по казахстанской степи попали в маленький узбекский город Бекабад, где и родилась в 1945 г. Алла. Жили небогато, но честно и дружно. В атмосфере любви и доверия росли Алла и ее два брата. Родители, желая дать детям всестороннее развитие, без колебания отдали всех троих в музыкальную школу.
— Когда открылась первая музыкальная школа в городе, преподаватели ходили по домам, агитировали родителей отдавать детей к ним на обучение, – вспоминает Алла Антоновна, – и хотя у нас не было инструментов, папа и мама записали меня и братьев. Так я попала в класс фортепиано к педагогу Э. Я. Радиной, мой брат-близнец – в класс баяна, а старший брат – в класс скрипки. В общем, дома звучал целый оркестр! Правда, братья проучились недолго и быстро «сошли с дистанции», а я заболела музыкой на всю жизнь…
В 1959 г., окончив музыкальную школу с отличием, Алла поступила в музыкальное училище г. Ленинабада (Таджикистан) в класс педагога В. В. Солодовниковой, ученице самого В. И. Слонима! И когда год спустя Алла Ким дала сольный концерт из произведений Баха, Шопена, Листа, Мендельсона и Чайковского, то все педагоги училища, единогласно постановив, что девушке просто необходимо ехать в Ташкент для дальнейшего образования, дали рекомендацию к профессору и педагогу Абраму Моисеевичу Литвинову. Так Алла оказалась в стенах своего второго дома – в РССМШИ им. В. Успенского – на долгие и долгие годы.
После блестящего окончания школы им. Успенского Алла, на свой страх и риск, поехала поступать в Ленинградскую государственную консерваторию.
— Представляете, поехала в «никуда» – в город, где ни знакомых, ни родных, – улыбается она. – Помню, так объяснила родителям свой поступок: хочу попробовать свои силы сначала в Ленинграде, а уж потом – в Москве. И знаете, пока готовилась к первому экзамену, гуляя по городу, просто влюбилась в его красоту и культуру, и когда сдала этот первый, двухтурный, экзамен на твердое «5», сказала маме, что я решила остаться здесь, и в никакую Москву уже не поеду.
В консерватории Алла Ким занималась у выдающихся педагогов: профессоров Надежды Иосифовны Голубовской и Владимира Владимировича Нильсена, оказавших огромное влияние на развитие Аллы как музыканта и педагога в будущем. По классу камерного ансамбля ей посчастливилось обучаться у Марии Всеволодны Карандашовой, долгое время выступавшей с М. Вайманом (скрипка), а по классу концертмейстерского мастерства – у Евгения Михайловича Шендеровича.
Окончив с отличием консерваторию в 1969 г., Алла… вернулась в родной Узбекистан.
— Увы, этому содействовало такое печально событие, как тяжелая болезнь моего отца, а также то, что администрация школы им. Успенского прислала в Министерство культуры СССР запрос именно на меня. А вообще по распределению я должна была ехать в Челябинск, в только что открывшийся институт искусств…
В том же 1969 г., помимо школы им. Успенского, Алла Ким начала преподавательскую деятельность и в Ташкентской государственной консерватории, где проработала до 1974 г., и перестала совмещать работу, когда вышла замуж.
С Анатолием Александровичем Кимом – молодым ученым-химиком – Алла познакомилась в гостях.
— Причем я так понравилась его папе, — смеется Алла Антоновна, — что на прощание он мне шепнул, прошу тебя, если позвонит мой сын, не отказывай ему во внимании!
Алла и не отказала… В этом счастливом браке родились два сына – Павел и Максим, которые сейчас живут в Москве.
— Анатолий был потрясающим человеком и замечательным ученым, — рассказывает Алла Антоновна. – Всю жизнь свою он посвятил научно-исследовательской и научно-педагогической работе, стал доктором химических наук, получил звание академика Международной Академии Наук о природе и обществе. С докладами Анатолий объездил полмира, его труды публиковались в престижных научных журналах Франции, Финляндии, Бразилии, Канады, Польши, почти всех республик СНГ. Несколько лет он работал по приглашению в Тэджонском технологическом институте в Южной Корее, благодаря чему я впервые в 1995 г. посетила родину предков. Но… сердце мужа не выдержало столь интенсивного темпа жизни, в 1998 г. его не стало…
Пережить смерть горячо любимого супруга помогла, конечно же, работа… Алла Антоновна к тому времени стала одним из самых востребованных педагогов Ташкента. Еще в 1992 г. ее назначили заведующей отделом специального фортепиано школы им. Успенского (с этой должности она ушла всего два года назад), а в 2001 г. ей было присвоено звание «Заслуженный работник народного образования РУз».
Гордость Аллы Антоновны — 12 лауреатов международных конкурсов, которые имеют 26 премий, 5 лауреатов республиканских конкурсов. Неоднократно Аллу Антоновну приглашали в качестве члена жюри различных республиканских и международных конкурсов, а в 1996 г. по приглашению сеульского лицея «Евон скул» она давала мастер-класс для учащихся 8-9-х классов по специальному фортепиано.
— Мои ученики – это моя гордость. Каждый из них для меня – единственный и неповторимый. Среди них есть лауреаты республиканских и международных конкурсов, а также ныне известные деятели искусств, это: Ирена Гульзарова, Владислав Косьминов, Станислав Шведчиков, Светлана Ле, Сергей Скобин, Шерзод Турсунов, Нодира Дадамухамедова (моя рекордсменка по премиям!), Иноятхон Абдуллаева, Гузаль Исаметдинова, Зоя Ващенко, Заир Заиров, Барно Ахмеджанова, Юлиан Селицкий, Азиз Эргашев, Абдурашид Закиров.
Со своими учениками Алла Антоновна побывала во Франции, Италии, Румынии, Финляндии, не говоря уже о странах СНГ. И везде – призовые места! Были и ученики из Южной Кореи…
— О, это целая история! Сначала ко мне обратилась девушка Тянг Хе Сонг, которую я подготовила за 2 года к поступлению в Московскую консерваторию. Сейчас она работает в Германии. А после нее обратился молодой парень Ли Джонг Су, который захотел учиться музыке в 18 лет! Его никто не «брал» в Южной Корее, считая немного ненормальным – кто же в таком возрасте учится с нуля музыке? И он приехал в Ташкент, разыскал меня… Помню, когда он мне на первой же встрече заявил, что мечтает поступить в Московскую консерваторию, я улыбнулась, мол, мечтать не вредно. И ведь поступил! За полтора года освоил то, что изучают 12 лет! По 10 – 12 часов в день занимался… Став лауреатом Международного конкурса М. Юдиной, Ли Джонг Су сейчас учится в аспирантуре Московской консерватории.
Алла Антоновна считает, что основа успеха – это талант, дар Божий пополам с трудолюбием и целеустремленностью ученика плюс мудрый наставник. А наставник должен быть педагогом по призванию.
— Успех ученика напрямую зависит от того, что в него вложит педагог, какие ценности, приучит ли к труду, ведь музыка – нелегкий труд, требующий воли и определенных жертв. Мои ученики жертвуют своим свободным временем, какими-то развлечениями, у них «надо» всегда превалирует над «хочу». В искусстве без этого нельзя.
С детьми Алле Антоновне легко находить общий язык, ученики ее очень любят и зачастую после окончания школы продолжают обращаться к ней за советом или за помощью. Даже переезд в другие города или страны – не препятствие к этому: моментально затевается переписка и общение по скайпу, ведь Алла Антоновна – активный пользователь Интернета.
— Это еще что, — смеется она, — я и машину когда-то научилась водить, правда, за руль так и не села. Просто я по натуре очень увлекающийся человек, но если за что-то берусь – довожу дело до конца. Так я научилась шить, вышивать, готовить блюда корейской, узбекской и русской кухни. Еще увлекаюсь историей, философией, психологией, психогенетикой… Активно посещаю различные выставки и музеи, не говоря уже о концертах.
Помимо преподавательской деятельности Алла Антоновна все эти годы занималась методической работой. Еще в 1981 г. она принимала участие со своим докладом на Всесоюзном семинаре в Баку, а также выступала на семинарах в Ташкенте и Андижане. Опубликовала 4 статьи в методических сборниках РСМАЛ им. Успенского, разработала стандарты для учебной работы в отделе специального фортепиано и программу для специального фортепиано с 1 класса по III курс лицея.
Когда Аллу Антоновну спрашивают о корейских корнях, на ее лице появляется грустная улыбка:
— Конечно, меня тянет и всегда тянуло к культуре моих предков. Но, увы, мы – второе, третье поколение тех, кто приехал когда-то в Среднюю Азию – выросли в атмосфере трех культур, впитав в себя от каждой понемногу. У меня даже нет корейского имени! Возможно, при рождении оно было дано кем-то из старшего поколения, но никто его и не вспоминал. Дома папа и мама старались говорить по-русски, учились мы также в русской школе. Мама всегда мечтала, чтобы у меня не было корейского акцента, время было такое…
Тем не менее, Алла Антоновна соблюдает все корейские традиции и с удовольствием посещает мероприятия, организованные корейской диаспорой в Узбекистане.
Напоследок хочется сказать, что после общения с этой удивительно светлой женщиной в душе появляется какой-то комфорт и гордость за то, что есть еще в наше время такие правильные, строгие, мудрые наставники, которым не страшно отдать в руки своих детей.
Ольга НАМ.