Дмитрий Пак рассказал, какую роль в его жизни сыграла «дочь маминой подруги», каково тренировать собственных детей и видеть их травмы, а также как выбрать вид спорта, в котором ребёнок добьётся успехов.
Корейское боевое искусство подразделяется на два направления: тхэквондо ИТФ и тхэквондо ВТФ. Международная федерация тхэквондо (ИТФ) была создана в 1966 году. Здесь тхэквондо трактовалось как искусство настоящего, не показательного боя, направленного на самооборону. В ИТФ использовались техники противостояния врагу в реальном поединке.
Всемирная федерация тхэквондо (ВТФ) была создана в 1973 году, её основная цель заключалась в подготовке тхэквондистов к Олимпийским играм и достижении спортсменами высоких результатов. Разные задачи предопределили в каждом течении уникальную технику и методику ведения боя.
— Дмитрий, расскажите, как Вы пришли в тхэквондо?
— За это я по сей день благодарен маме. Она с первого класса водила меня в секцию дзюдо. Занимался там три года, выступил на районном и областном соревнованиях, занял первые места и был очень счастлив. А потом тренер уехал, и я бросил спорт. Мама ругалась. Наверное, она верила в меня, верила, что сын проявит себя.
И часто рассказывала про дочку своей подруги, которая занималась тхэквондо и уже тренировала. Девочка даже слетала на чемпионат мира в Малайзию. В 1997 году попасть за границу — это было «вау!». Мама уговаривала попробовать себя в этом виде спорта, но я не хотел, пока не произошёл один случай — в сумерках в тёмном переулке нарвался на хулиганов и хорошо получил по шее. Вернувшись домой, сказал маме: «Записывай!». На следующий день пришёл на тренировку и увидел, что в тхэквондо всё по-другому: стойки, удары руками и ногами, прыжки. Я сразу влюбился в этот вид спорта.
Огромное влияние на моё становление как спортсмена оказал первый тренер — Пулат Акрамович Усманов. Я очень благодарен ему за всё, что он сделал. Да он и по сей день Пулат Акрамович является моим наставником.
— Давайте вернёмся в прошлое и вспомним Ваш спортивный путь до того, как Вы стали тренером.
— Моё главное достижение пришлось на 2007-й год на чемпионат мира по всестилевому направлению в Италии. Тогда я завоевал титул чемпиона.
В 2009 году на чемпионате мира по тхэквондо, который проходил в Санкт-Петербурге, я стал третьим в категории до 57 кг. Смог дойти до полуфинала и уже там проиграл казахстанцу. Конечно, было немного обидно, но сделал всё, что мог.
Чемпионат мира в Сеуле 2010-го принёс мне второе место. Я проиграл в финале японцу и был не согласен с решением судей. Двое из пяти боковых судей были из Японии, и мне показалось, что они поддерживали своего спортсмена.
— Как из спортсмена Вам удалось стать тренером?
— В 2011 году чемпионат мира по тхэквондо ИТФ проходил в Пхеньяне, Северная Корея. Тогда нужно было похудеть на 14 кг, чтобы попасть в категорию до 57 килограммов. Я скидывал вес, но чувствовал, что работаю на пределе своих сил, и попросил снять меня с соревнований. Однако главный тренер национальной сборной Юрий Николаевич Ли убедил бороться.
Мы летели через Китай, в Пекине я встаю на весы, а на них — 58 кг. Тренер даёт лекарство, но не говорит, какое именно. Я пью и практически весь полёт до Пхеньяна бегаю в туалет — таблетки оказались мочегонным фуросемидом. Прилетаем в КНДР и сразу идём на взвешивание. На весах 57 килограммов. Получилось! Буквально на следующий день после прилёта предстояло бороться с Максимом Фу из Казахстана, который недавно перешёл во взрослую лигу из юниоров. Я видел этого тхэквондиста в бою, и понимал, что мне не победить. Так, собственно, и случилось: первый же поединок окончился поражением. Но именно в тот момент понял, что не смогу оставить тхэквондо. Тогда и зародился план, мечта — стать тренером. Я знаю, как правильно воспитывать молодёжь, чтобы улучшить спортивные результаты на чемпионатах. В 2012 году мне предложили возглавить Национальную сборную юниоров по тхэквондо ИТФ. На первом же выступлении — чемпионате мира в Таллине — мы взяли две бронзы: в формальных упражнениях и в командных спаррингах!
— Теряли ли вы веру в себя?
— Да, был в моей жизни такой момент, в 2019 году на объединённом чемпионате мира для юниоров и взрослых в болгарском городе Пловдив. Я тогда уже работал тренером и в сборной Узбекистана, и в клубе PRIDE. Семь учеников из моей секции участвовали в соревнованиях. И они вернулись без медалей!
Было так стыдно, так страшно, хотелось, как ребёнку, плакать. Выйти из этого состояния помогла бабушка ученика. Женщина одной фразой привела меня в чувство: «Дим, дети верят тебе. Мы уже больше половины пути прошли, осталась пара шагов, и ты сейчас сдашься?» После этих слов стало так стыдно за себя, что переживания как рукой сняло. По прилёту в Ташкент я собрал команду, объяснил ошибки, и мы продолжили работать. Уже через три месяца на Кубке мира ребята, которые проиграли, стали первыми!
— Сложно ли совмещать обязанности главного тренера сборной и тренера клуба?
— Очень сложно. К примеру, выступает спортсмен из клуба, но он не член сборной, а его соперник входит в сборную. Я тоже хочу, чтобы мой спортсмен выиграл. И как этого добиться? Стыдно признаться, но на первых порах вмешивался в судейство и оспаривал результаты. Только спустя некоторое время понял, что нужно просто отстраниться.
Сейчас прихожу на мероприятия и сижу в VIP-зоне. Уже после соревнования разбираю бой, анализирую видео и отрабатываю с ребятами в зале их ошибки, отвечаю на вопросы.
— Какая самая высокая награда для Вас как для тренера?
— Самой большой наградой для меня стала победа Евгения Кима на Кубке мира в 2019 году. В финале он на равных бился с соперником из России, и судьи добавили экстра-раунд, который длится всего минуту.
До конца раунда оставались считанные секунды, я кричу Жене, чтобы он просто держал дистанцию. Но тот решил контратаковать и попал! У меня мир остановился, осталось только движение спортсменов по до янгу. Слышу, как дети начали обратный отсчёт. А потом прозвучал гонг. Победа! После боя мы минут 5 стояли с Женей, обнявшись. Кто-то даже заснял этот момент, и фотография стала своеобразным символом соревнований. Эмоции зашкаливали, и я думал: «Ну, какой там чемпионат мира, мы как будто Олимпийские игры выиграли!».
— Как попасть в национальную сборную Узбекистана?
— Национальная сборная тхэквондо ИТФ обновляется каждые 6 месяцев. Отбор проходит просто — выиграть чемпионат Узбекистана. Победители приглашаются на сборы, во время которых мы знакомимся с тхэквондистом, смотрим, как он работает, узнаем его характер.
После сборов становится ясно, брать человека в сборную или пока рано.
— Оба ваших сына занимаются тхэквондо. Сложно ли тренировать собственных детей?
— Тренировать собственных детей очень трудно. Когда твои сыновья выходят на до янг, и ты видишь, как их бьют, то начинаешь внутренне разрываться. С одной стороны, я как тренер не должен подавать вида. А с другой, — как отец вижу, что моего ребенка травмировали, у него идёт кровь! Конечно, хочется пожалеть, защитить. В этом и заключается трудность — важно контролировать себя. А когда на соревнованиях они проигрывают из-за банальной ошибки, очевидной даже для новичка, то злюсь и как тренер, и как отец.
— Приходилось ли вам выгонять ученика из секции?
— Приходилось, но ребята возвращались, просили прощения и вновь вставали в строй. Да и выгонял в порыве гнева. А что делать, если пацан начал курить? Я его сначала предупредил, потом наказал, а он опять за своё! Тогда и выпроваживал. Я же вижу, что запрет приходить в спортзал послужит ему уроком. Но так можно делать только с теми, для кого тренировки важны. Ещё был случай на учебно-тренировочных сборах, когда двое детей терроризировали третьего. А тот признался только в конце сборов. Ребёнок плакал навзрыд и рассказывал, как обидчики заставляли его убираться, в уборную не пускали, били. Мы, естественно, наказали тех двоих, причём серьёзно, но выгонять не стали.
— Как Вы понимаете, что ученику, пришедшему позаниматься «для себя», пора переходить в профессиональный спорт?
— Это легко и просто выявляется в тренировочном процессе. Бывает, что уже через 6 месяцев ребёнок начинает гонять более опытных спортсменов. У новенького обнаруживается такая концентрация, что он выполняет упражнения на уровне красного пояса, хотя сам ещё аттестацию даже на жёлтый не прошёл. Тогда я приглашаю родителей, показываю им результаты, и мы начинаем готовиться к соревнованиям. Ещё встречаются ученики, которых уже через три месяца нужно выставлять на соревнования. Это очень активные дети. У них отсутствует страх, зато присутствует огромное желание побеждать. Да, я понимаю, что новички проиграют, но это будет им полезным опытом. Отмечу один интересный момент: некоторые родители, приведя ребёнка в зал, говорят, что им профессиональный спортсмен не нужен. Но почему-то именно эти дети чаще всего становятся чемпионами.
— На что необходимо обращать внимание при выборе спортивной секции для ребёнка?
— Рекомендую посмотреть на физические способности ребёнка. Боевые виды спорта подразделяются на партер (это все виды борьбы) и стойки (тхэквондо, карате, кикбоксинг и т. д.). Важно определить, умеет ли ребёнок двигаться, бить ногами и руками. Бывает, что дети мощные, в них сила бурлит, но они тучные. Такие ребята лучше проявят себя в партере, то есть в любой борьбе.
Советую привлечь знающего человека: у каждого родителя найдется друг-тренер или знакомый знакомого тренера. Просто приведите ребёнка в зал, чтобы его оценили и направили в подходящий вид спорта. А дальше уже ищите секцию возле дома. Когда появится результат, то можно перевестись в более сильный клуб. Одно могу сказать точно — надо постоянно контактировать с тренером, участвовать в жизни секции, потому что там проводится много мероприятий и соревнований. Ребенок не обязательно должен везде выигрывать, но участвовать в боях надо. Это помогает побороть страх и даёт необходимый опыт.
— С какими сложностями сталкивается тхэквондо ИТФ в Узбекистане?
— Сложностей нет, считаю, что на сегодняшний день тхэквондо ИТФ является самым массовым неолимпийским видом спорта в Узбекистане. Единственное, хочется, чтобы квалифицированных тренеров стало ещё больше. А в остальном всё так, как должно быть.
Кристина АГЕЙКИНА,
фото из архива Д. Пака
***
Источник: «Корейцы Узбекистана» № 17(69)
Мы в Telegram