10 июня на 73-м году жизни скоропостижно скончалась поэтесса Людмила Цой-Шин. Людмила Николаевна пришла в поэзию в достаточно зрелом возрасте, но это не помешало, а, напротив, способствовало глубине и жизненности её стихотворений. Наше знакомство состоялось в 2003-м году, когда к изданию готовился её первый сборник «Осенняя нежность». Что поразило тогда, так это предельная искренность автора, огромное стремление писать и врождённая интеллигентность. Позже, уже в процессе более тесного общения выяснилось, что Людмила Николаевна обладает глубокой мудростью, редким в наше время добросердечием и неиссякаемым оптимизмом. С ней можно было говорить часами: о творчестве, жизни, семье и детях, — круг тем и вопросов был безграничен. И это общение всегда протекало легко и непринуждённо. С какой гордостью и любовью она рассказывала о своих детях и внуках: они, словно крылья, придавали ей уверенности и сил, открывая новые горизонты для творчества и вдохновения. В одну из наших бесед мы размышляли о том, что каждый оставляет после себя на земле.
Людмила Николаевна оставила о себе светлую память — в замечательных детях и внуках и в её творческом наследии. В художественном фильме «Когда цветут маки» звучит песня, написанная на её стихи; каждый раз перечитывая сборники Л. Цой-Шин, мы будем иметь возможность вступить в диалог с автором.
Светлая память…
Ниже публикуется очерк о Людмиле Шин-Цой из книги «Наши герои», изданной в 2015 г.
НА ПОЭТИЧЕСКОЙ ВОЛНЕ
Исчерпывающе и ёмко, прекрасно зная цену каждому слову, она сама представила себя в «Лирической автобиографии»
Я, Цой-Шин Людмила Николаевна, родилась в 1949 г. в поселке Уштобе Алма-Атинской области Казахстана в семье служащего Шин Николая и домохозяйки Ли Анны. Будучи последним ребенком у немолодых родителей, была окружена любовью и заботой. Но счастливое детство закончилось в семилетнем возрасте, в связи с уходом из жизни отца, а следом и старшего брата. Семья осталась без поддержки сразу двух главных кормильцев.
К тому времени мы переехали в Сырдарьинскую область, где я пошла в начальную школу и закончила четыре класса. Затем по настоянию родственника по отцу Шин Алексея, семья перебралась в Ташкентскую область.
В колхозе «Правда» Верхнечирчикского района проучилась до девятого класса. В силу сложившихся жизненных обстоятельств дальнейшее образование на этом оборвалось. Пришлось вступить на трудовой путь, окунуться, как говорят, в суровую реальность жизни. А начался этот путь с Ташкентского текстильного комбината, где впервые встала у станка, чтобы быть независимой и помогать старой и больной матери.
Днём у станка, а вечером за учебниками в школе рабочей молодежи, где и получила аттестат зрелости. Потом поступила в текстильный техникум на вечернее отделение. Но само по себе текстильное производство не притягивало меня: с детских лет я, наблюдая, как мама шила из красочных тканей восхитительные платья, мечтала стать такой же мастерицей. Мне хотелось быть художником, а не технологом.
Я перешла на моделирование, и в итоге — красный диплом с отличием. Вскоре в своей профессии стала чувствовать себя как «рыба в воде». Это был мой мир фантазии, где я могла осуществить свои творческие замыслы. И участвовать в различных конкурсах, смотрах и побеждать.
В 1970 г. встретила свою половину в лице милого студента Казахского химико-технологического института Афанасия Цоя. Мы разменяли с ним уже пятый десяток лет совместной жизни, растили детей, потом появились внуки. Время пролетело незаметно, ведь недаром же говорят, что счастливые часов не наблюдают.
Так случилось, что мои глаза трижды подверглись хирургическому вмешательству. Это было для меня большим испытанием, так как с любимой профессией пришлось расстаться. Вслед за ухудшением здоровья наступила депрессия и душевная пустота, которую необходимо было чем-то заполнить. И тут на помощь пришли стихи. Мир поэзии манил меня с тех пор, как я научилась читать, а слова в сочетании с мелодией рождались и жили во мне всегда. И я решила их озвучивать. Конечно, поначалу получалось далеко не всё, что задумывала, но главное — было вдохновение, и оно вело меня вперед несмотря ни на что.
Первый тоненький сборник «Осенняя нежность» вышел в 2004-м, вторая книжка «Я люблю тебя, жизнь» — через пять лет. И, наконец, после чудесной поездки в Южную Корею родился третий сборник «Волшебные струны души». В нём, наряду со стихами, представлены и произведения в прозе.
Творческий путь с его муками и озарениями, бессилием и волшебством не назовешь гладким, но счастливо-вдохновенным — однозначно.
Вот так, коротко и ясно, всего на одной страничке уложила свою биографию Людмила Николаевна. Не вдаваясь в подробности и детали, которые могли бы дать ключ к таинству её творчества. А между тем за каждой строкой — множество больших и малых событий, потрясений, открытий, пережитых и запечатленных в памяти, давших богатую пишу для поэтических откровений. Взять хотя бы детские годы, проведенные в затерянном посреди огромной степи посёлке. Вспомнить железную дорогу, связывавшую столицу республики с Семипалатинском. Она была как бы единственной связующей нитью, ведущей в большой мир. Вспомнить весёлые набеги шумной, разноязыкой детворы к мастерам по изготовлению юрт, восторг приобщения к чуду созидания…Или вынужденную остановку в процессе получения среднего образования, когда чтобы хоть как-то поддержать семейный бюджет, надо было идти устраиваться на работу. Все это, как и многое другое впоследствии, чутко воспринималось обостренным поэтическим чувством, накапливалось и сохранялось в запасниках души.
Каждый человек, убеждена Людмила Николаевна, представляет собой загадочный и таинственный остров, на котором могущественная Природа заложила свою основу, а каким он станет в процессе жизни, зависит от характера и обстоятельств. И даже одарённый талантом, он обязан его развивать, кропотливо работать. И тогда остров становится притягательным, щедрым и гостеприимным. А мир очарованной души раскрывается перед людьми во всей гармонии звучания восхитительной лиры. Трогательные воспоминания из раннего детства о безграничной любви отца, который оберегал её, как зеницу ока, она пронесет через всю свою сложную жизнь. Отец словно знал, что у него не так много времени, чтобы дарить маленькой дочурке всю силу родительской любви… Отсюда это горькое восклицание в стихотворении, которое так проникнуто чувством невосполнимой утраты, что читается со слезами на глазах:
«…Ах, как мне его всегда не хватало!»
С уходом из жизни отца закончилось её счастливое детство, а для семьи начались сложные испытания, как, впрочем, бывало во многих семьях тех тяжёлых послевоенных лет. Сила воли и закалённый испытаниями характер позволили юной девушке рано встать на самостоятельный путь. С небольшим багажом восьмиклассного образования она переступила порог огромного Ташкентского текстильного комбината, где окунулась в совершенно новый для себя мир ревущих станков и каждодневной производственной рутины. Но придёт день, когда и это лишённое всякой романтики действо найдет отражение в её стихах. Потому что на всё, что её окружало, Людмила смотрела глазами художника, находя красоту там, где обычным взглядом её и не заметишь. В бесконечном хождении между станками, изо дня в день, она представляла себе изумительных расцветок ткани, которые пройдя все стадии обработки от выращивания и сбора хлопка до ателье мод, украсят стан неизвестной красавицы… И эти фантазии очень пригодились ей, когда, окончив техникум, стала модельером, а еще больше — когда стала поэтессой. Благодаря своей профессии Людмила поняла, что в жизни нет некрасивых женщин, есть отсутствие вкуса, которое может обезобразить самое прекрасное создание… Своё убеждение она доказывала на деле, создавая всё новые модели одежды, участвуя во многих конкурсах, где непременно занимала призовые места. Порой, лишая себя сна, работала над эскизами изделий, создавая тонкие и сложные вариации деталей, которые превращались в великолепные наряды, становились шедеврами художественного мастерства, поднимая автора на пьедестал успеха.
Не одно десятилетие вдохновляла любимая профессия нашу героиню, но суть жизни такова, что она не перестаёт удивлять своими сюрпризами. Неоднократное хирургическое вмешательство для коррекции зрения вынудило Людмилу Николаевну сойти с профессиональной дистанции. Началась не только психологическая перестройка, но и сложная борьба с депрессией.
Мир моды — мне данная Богом стихия,
Часто одолевает по ней ностальгия…
Пёструю ситцевую дорожку вижу во сне,
Она тянется из прошлой жизни ко мне…
Каждый удар судьбы Людмила Николаевна принимает стойко, твёрдо зная, что нет ситуаций, из которых бы не нашелся выход. Главное — не сгибаться! А опорой ей послужило приобщение к литературе и музыке, к трудам популярных психологов, таких как Луиза Хей, Александр Свяш, Наталья Правдина. Эти и ряд других авторов оказались незаменимы в том, что касается укрепления веры в себя. Благодаря их методике и упорному труду над своим внутренним миром, достигалась полная гармония со своим «Я». Твёрдо решила, что коль скоро в чём-то ограничены возможности, надо целиком отдаться творчеству, и тогда жизнь засияет новыми красками, как полотно, обработанное руками мастера.
Я — частица Природы Вселенной,
Прекрасной и весьма совершенной!
Дивную гармонию ощущаю с ней…
И песню о любви напеваю я ей.
С ранней юности у Людмилы Николаевны было особое отношение к классической музыке, под которую она предавалась мечтам, путешествуя по морям и океанам, открывая неизведанные таинственные острова… Её любимым композитором стал Чайковский, а любимым произведением «Времена года».
В сложившейся ситуации жизнь подарила ей время, которое, наконец-то можно уделить духовному обогащению. Людмила наслаждалась магией волшебного искусства оперы и балета, причем не в записи, а в живом исполнении музыкантов и артистов прославленного театра Навои. Она открыла для себя новый мир, в котором, словно пенистые бушующие волны, окунув с ног до головы, заключили ее в крепкие объятья, из которых не хотелось выходить! Она и сейчас с волнением вспоминает свою первую встречу здесь с «Евгением Онегиным». Даже не представляла себе, ну как же можно эту гениальную поэму в стихах отобразить сценическими средствами. Тут, кстати, интересно напомнить, что в свое время, а было это в 1877 году, самому Чайковскому мысль о её постановке казалась абсурдной. Когда ему посоветовали взяться за это, он воскликнул»: «Онегин» — святая книга, к которой я и во сне не осмелился бы прикоснуться». И всё-таки решился. Придя домой, Людмила сняла с книжной полки томик Пушкина и вновь открыла страницы бессмертного шедевра великого поэта. В этот момент в её душе зазвучала тонкая струна, зовущая в неизведанные дали… Это был сигнал свыше!!!
Бесконечна жизнь и круговорот природы,
Всё имеет свой резон, свои сезоны.
Галопом мчатся лишь мои кони-годы,
Будто торопясь нарушить все законы…
Да, именно так. Людмила Николаевна вопреки всем законам природы снова почувствовала себя сильной, молодой, красивой, а главное, нужной людям, которых вдохновляло её творчество. Свою юбилейную дату она отметила изданием нового сборника стихов. А после этого, полная энергии и стремления расширить свой кругозор, решила повидать страны, в которых бывала лишь в мечтах. Малайзия, Сингапур, Китай, и, конечно же, родина предков — Страна утренней свежести! В путешествии по Корее у Людмилы Николаевны было ощущение, что она вернулась сюда после долгой разлуки… Картины природы, которые представляла из рассказов мамы, стали реальностью. И было очень тепло на душе от того, что всюду соотечественников из далекого Узбекистана встречали как дорогих и желанных гостей со словами: «Здесь ваши корни, родина ваших предков, а значит и ваша родина. Говорите об этом своим детям и внукам». «Конечно же будем говорить», думала в этот счастливый миг Людмила Николаевна. И представила себе своих любимых детей Андрея и Оленьку, которые уже стали взрослыми и самостоятельными людьми, обзавелись семьями, познали родительское счастье. Отчетливо вспомнила время, когда их и шестерых внуков ещё не было на свете, а была ярко вспыхнувшая любовь с первого взгляда к студенту химико-технологического института Афанасию. С тех пор пролетело полвека… Конечно, эти годы были наполнены не только поэзией, но и прозой. Немало пришлось пережить трудностей, но из всех испытаний семья выходила с честью, становясь ещё крепче, чем прежде. И всё же поэзии было больше! Сила воли, трудолюбие, стремление к новому и прекрасному помогли Людмиле Николаевне утвердиться на творческой стезе. Именно поэтому её произведения покоряют чистотой, добротой и тонкостью восприятия жизни.
***
Источник: «Корейцы Узбекистана» № 11(63)
Мы в Telegram