Жизнь и судьба известного скульптора и художника Владимира Пака связаны с тремя государствами: Казахстаном, где он родился и вырос; Узбекистаном, на который пришлись годы его учёбы, становления и творчества; и Россией, где сейчас живёт Владимир Ильич.
Давно подмечено, что представители творческих профессий помимо свободы, источника вдохновения, эмоций и переживаний остро нуждаются в том, чтобы выразить всё увиденное и переживаемое в творчестве. Это потребность души, это предопределение, это самовыражение… Об этом мы беседуем со скульптором и художником Владимиром Паком. Владимир Пак давно и успешно состоялся в искусстве, но желание творить живёт в нем неугасимо. Он не только талантливый скульптор, но ещё и автор графических работ, замечательных дружеских шаржей. Четыре работы Владимир Пак передал Ассоциации Корейских Культурных Центров Узбекистана: «Аллегорию», «Старый урюк», «Ностальгию», «Буддийского монаха».
- Владимир Ильич, как Вы пришли в искусство?
- Искусство я осознанно начал понимать с двух с половиной лет, причём помню это совершенно отчётливо. Мы жили в доме с земляным полом, электричества не было. Помню бабушку, которая пошла в лес и вернулась оттуда с цветной глиной. Она её хорошо растёрла, размешала с олифой и над моей кроваткой нарисовала коврик-панно «Медведи». Правда, цвета получились немного мрачные и тёмные. Также в памяти хорошо отложилось, как однажды в нашем доме останавливался какой-то мужчина. Очевидно, это был ревизор или контролёр, он приезжал с проверкой. Так вот его портфель с документами повесили прямо над моей кроваткой. Я быстро воспользовался ситуацией, открыл его, нашёл там острозаточенные химические карандаши и бумагу и быстро пустил их в дело: нарисовал какие-то каракули – то ли ворону, то ли ещё кого-то. Когда же всё раскрылось, то гость попросил родителей меня не ругать и не наказывать, хотя было за что - я извёл всё до последнего карандаша. Вот так произошло моё приобщение к искусству.
- Кто же всё-таки поспособствовал этому?
- У меня никогда не возникало проблема выбора: кем быть. Я твёрдо знал с детства, что стану художником. Мы жили тогда в Казахстане, родители, безусловно, заметили мою склонность к искусству и не препятствовали мне. Когда семья получала посылки от родственников, то для меня персонально присылали карандаши. А на коробке специально писали моё имя, чтобы мы, дети, не передрались из-за них. В то время карандаши были жутко дефицитными.
- Почему выбор пал на скульптуру?
Это случайность. Приехал поступать на отделение живописи и декорации в училище им. Бенькова (меня помогал готовиться Борис Лим – известный узбекский и казахстанский художник. – прим. редакции). Так сложилось, что я приехал раньше других абитуриентов. А Борис заканчивал первый курс училища. Для меня сделали исключение: разрешили присутствовать на занятиях его группы и рисовать. Во время очередного занятия преподаватель Елена Назаровна Нишанова тихонечко сказала мне: «Можете считать, что Вы поступили!» Видимо, она каким-то наитием оценила мой потенциал и быстрый рост. Так случилось, что в тот год набора на отделение театральной декорации не было. Тогда Борис Лим сказал: «Попробуй на скульптуру». Я последовал его совету. Экзамены пришлось сдавать те же, что и при поступлении на отделение живописи и декорации: живопись, композицию, рисунок с натуры. Поступал я в 1970-м году, приёмную комиссию возглавлял Николай Сергеевич Шин – знаменитый художник. У меня были сомнения, что не поступлю, Николай Сергеевич был очень строг, но всё получилось.
- Владимир Ильич, в чём Вы черпаете вдохновение, что побуждает Вас творить?
- В большинстве своём природа. Но очень часто какие-то случайности порождают идеи для творчества и, конечно, музыка.
- Какому материалу в процессе работы отдаёте предпочтение и почему?
- В последнее время работаю с деревом, потому что это самый доступный материал. К сожалению, сейчас не могу позволить себе бронзу, она очень дорогая. Мечта любого скульптора – работать с камнем или отливать в бронзе.
- Большая часть Вашей жизни связана с Узбекистаном, ностальгируете по тому времени?
- Да, конечно! Я до сих пор общаюсь посредством интернета с художниками.
- Эта ностальгия находит выражение в творчестве?
Бесспорно. Вот, например, работа в дереве – «Плодородие и гостеприимство» или графические работы. Многие из них навеяны восточными мотивами.
- Можно подробнее остановиться на российском периоде творчества?
- Российский период – самый активный. В Ташкенте до многого просто не доходили руки, надо было работать на производстве и поднимать детей. Переехав в Россию, появилось больше времени заниматься любимым делом. Но самым лучшим мотиватором для творчества для меня стал сын Оскар. В детстве, возвращаясь с прогулок, он всегда приносил какие-то коряги, при этом просил: «Папа, ну, сделай что-нибудь!». Раз ребёнок просит – почему бы и нет?! На создание первой работы «Старый урюк» меня натолкнул именно сын. Потом стал участвовать в выставках, которые проходили в Корее, России. Оскар, к слову, принимал участие вместе со мной. Он даже получил стипендию за участие в выставке от Посольства Республики Корея.
- Владимир Ильич, как Вы относитесь к династиям в искусстве?
- Очень положительно и хорошо. Искусство знает не одну династию. К примеру, династия Шин. Можно сказать, что и в нашей семье тоже сложилась династия.
- Есть ли у Вас ученики, что можете сказать о них?
- К сожалению, учеников у меня нет. Так сложилось.
- Самое близкое и дорогое Вам по духу из созданных работ.
Таких нет, пока я что-то творю, работа кажется самой-самой. А потом она становится в обычный ряд. Когда берёшься за новую, то кажется, что я ничего нового не делал. Особо ничего не делал. Может быть, как-то выделяется «Ностальгия», как память о супруге. Ещё в годы учёбы в училище, если я что-то создавал, то все говорили, что это Фатима (супруга В.Пака – прим. редакции). Она со мной повсюду: в повседневных делах, в быту, в творчестве — везде присутствует моя жена. Я мысленно с ней разговариваю.
- Как ощущает себя творческий человек в современном мире?
- Наверное, болезненно. Я тоже живой человек и остро реагирую на всё происходящее вокруг.
- Каким Вам представляется искусство будущего?
- Хотелось бы, чтобы оно было светлым.