Екатерина ЦОЙ
Однажды моя подруга-главный бухгалтер Саша внезапно пошла учиться на фитнес-тренера. А потом начала вести групповые тренировки. Днём, значит, «дебет-кредит-платежи», а вечером: «Правой! Левой! Активнее! Ещё два подхода!». Оказалось, она побывала на лекции карьерного консультанта Ольги Шин. Во время мероприятия Ольга спросила аудиторию: «Если бы у вас было три жизни, то кем бы вы были в каждой? И что мешает вам стать этим человеком прямо сейчас?». Саша поняла, что хочет одну жизнь посвятить фитнесу. А что мешает? Да ничего, собственно. С тех пор у моей подруги две разные работы и очень счастливое лицо.
Сегодня мы беседуем с Ольгой Шин, специалистом по карьерному консультированию. Она закончила Университет мировой экономики и дипломатии, получила диплом магистра по финансовому праву во Франции, работает юристом, занимается инвестированием в ценные бумаги и помогает людям построить успешную карьеру.
— Ольга, как вам пришла идея стать карьерным консультантом?
— Вернувшись после обучения во Франции, я начала размышлять о собственном предназначении, даже прошла ряд марафонов. На одном из них участникам задали вопрос: «За чем люди обращаются к вам чаще всего?». И я поняла, что круто умею увеличивать доходы. Для меня логично и просто подойти к шефу и сказать: «Давайте повысим мне зарплату!». А для кого-то — нет.
Некоторые подруги, следуя полученным советам, вырастали от специалиста среднего уровня до топ-менеджмента. Также ко мне часто обращались женщины, находящиеся в декрете и сомневающиеся в собственных навыках и умениях. Мы составляли чёткие планы, и молодые мамы достигали шикарных результатов! Тогда это делала интуитивно, и только спустя время поняла, что разрабатываю стратегии управления карьерой и по сути являюсь карьерным консультантом. Я прошла обучение в российской Ассоциации карьерных консультантов Школы карьерного менеджмента, и начала работать с клиентами. Они находят меня через Instagram @olga_inlove_with_money.
— Как работает карьерное консультирование?
— Человек приходит к специалисту по развитию карьеры сам, когда внутри него назревает такая потребность. Первым делом мы обсуждаем запрос. Например, клиент колеблется и не может выбрать направление деятельности — СММ, копирайтинг, дизайн. Тогда я даю техники и инструменты, которые помогают принять решение. Во время сессии человек понимает, какая специализация для него в приоритете.
Или другой классический случай: вы не знаете, чем хотите заниматься. Часто подобная ситуация складывается у мам-домохозяек, которые всю энергию тратят на ребёнка, мужа и быт. Женщинам кажется, будто им нечего предложить рынку. При личном контакте я оцениваю потенциал и определяю скиллы, которые получится «продать» работодателю. Поверьте, тому важно не образование и опыт работы, а умение решать поставленные задачи.
— Какие советы вы даёте женщинам, желающим вернуться на работу после декрета?
— Часто женщина обесценивает свои умения. В моей практике был кейс с домохозяйкой, которая утверждала, будто ничего не умеет. А в процессе разговора выяснилось, что клиентке нравится учить: она и детей своих учит, и с сестрёнкой занимается, и репетиторством чуть-чуть подрабатывает. Человек просто не замечал собственную ценность — и это серьёзная ошибка. Также наша женщина считает, что по умолчанию обязана убирать дом, готовить еду, смотреть за детьми. Нет, не обязана. Это тоже работа. Такие клиентки жалуются, что муж не даёт достаточно денег или даёт неохотно. Мой совет: если тебе не нравится, как твою работу оплачивает муж, то иди и устраивайся няней, домработницей и т. д. Зарабатывай, выполняя тот же функционал.
— Но как быть мамам, которые не могут выйти на работу, так как нужно заботиться о семье?
— Я таким клиенткам прямо говорю: «У вас есть два варианта. Либо вы сидите дома до поступления ребёнка в институт, либо уже сейчас начинаете понемногу делегировать обязанности матери». У меня самой маленький ребёнок. Однако я выстроила свою реальность так, что всегда найдётся человек, который за ним присмотрит. На помощь придут няня, муж, сёстры, мама, свекровь. Я понимаю, как сложно матери каждое утро оставлять детей и уходить из дома, сама через это прошла. В моём случае я всё заранее спланировала: оборудовала квартиру камерами, сразу после рождения сына наняла няню, наладила домашние процессы и через четыре месяца после родов вышла в офис на полставки. Финансовые возможности позволяли сидеть в декрете, но я просто люблю работать.
— Наверное, с советских времен в наших головах засела установка что выбор карьеры — это тема для старшеклассников, которые только выбирают профессиональный путь. Насколько сильно такой подход устарел?
— У миллениалов другое мышление, они менее вдумчивые и легче принимают решения, в том числе карьерные. Люди, родившиеся в 90-х годах, перфекционисты и максималисты, привыкшие трудиться до упора. Люди 80-х — сомневающиеся, они долго размышляют: «Уйти с привычного места или остаться? Искать новое место или довольствоваться старым?»
Ко мне, как правило, обращаются люди постарше. Причем зачастую они высказывают такую мысль: «Эх, было бы мне лет 16-17 — такую бы карьеру построил!» Наоборот, если у работника имеются широкий кругозор и жизненный опыт, он быстрее продвигается по службе.
Карьерное консультирование — не только для подростков, оно для всех. Это в советское время одна профессия закреплялась за тобой на всю оставшуюся жизнь, а рост определяла организация. Папа, например, до сих пор переживает, что я поменяла уже несколько мест. Каждый раз, когда мы приезжаем на выходные, он спрашивает:
— Ты всё там же работаешь?
— Да.
— Слава богу!
Сейчас человек за жизнь меняет от 2 до 7 профессий. Футурологи прогнозируют, что в будущем люди будут менять специализацию от 12 до 24 раз за жизнь, а больше 60% сегодняшних профессий прекратят существование.
— Как люди формулируют запросы? Хочу много денег? Хочу счастья?
— Обычно люди приходят не с запросом, а с проблемой. Наиболее распространенные:
— поиск предназначения. Эта проблема и заставляет народ проходить «чудодейственные марафоны желаний»;
— увеличение дохода. Как правило, тут требуется проработка психологического барьера «не могу зарабатывать больше, не заслуживаю больших денег», то есть человек себя недооценивает.
Выяснить, что хочет клиент — ключевой этап консультации. Например, женщина утверждает, что хочет денег, но в процессе разговора становится понятно, что ей требуется признание мужа. Не осознавать свои истинные желания — это нормально, мы их вытаскиваем во время сессий.
— А как заставить человека действовать и добиваться желаемого результата?
— Важно расписать пошаговые действия и поставить дедлайны. Как-то ко мне за консультацией обратился юноша, который мечтал учиться в Европе. К тому времени он колебался уже лет шесть: ехать-не ехать, жениться-оставаться холостым. Плюс клиент находился под прессингом семьи, которая хотела, чтобы он женился и осел в Узбекистане.
Мы сели и начали разбираться: в какой стране парень хочет учиться, в каком учебном заведении, сколько стоит обучение, какой уровень языка требуется для поступления. На большую часть вопросов клиент не знал ответа. Его домашним заданием стало выяснить, что необходимо для переезда. Когда человек начинает двигаться в сторону цели, а не сидит в раздумьях, мозг работает по-другому: появляются планы, возможности и средства. Этот юноша к следующей сессии определил, где найдет деньги на первое время, куда устроится на подработку и т. п.
— Что мешало ему сделать всё это самостоятельно, без вас?
— Отсутствие волшебного пинка. У нашего общества большая проблема — мы любим прокрастинировать, а потом мучаемся чувством вины. Тот молодой человек тоже прокрастинировал и оправдывался тем, что у него много работы. А тут появилась Оля, которая приказала: «Сегодня ты изучаешь высшие учебные заведения этой страны, завтра определяешь источники финансирования, послезавтра — ищешь страховку и жильё». Чёткие и конкретные задания держат клиента в тонусе.
— Бывает ли так, что даже после пинка человек не хочет лететь к цели?
— Часто. Например, по итогу сессии я всегда даю домашнее задание, а после пишу клиенту в Telegram, чтобы узнать результат. И люди могут просто не отвечать: две галочки и молчание. Им стыдно признаться, что они ничего не сделали. Тогда я понимаю, что человек не готов к переменам, а давить и требовать — неэффективно. Возможно, поставленная цель оказалась ложной.
Конечно, я тщательно отсеиваю на консультациях ложные цели. Например, по технике трёх жизней клиент говорит, что хотел бы стать юристом, строителем и дизайнером. Начинаем «копать» мотивы и выясняется, что выбор профессии юриста обусловлен давлением общества. То есть это «престижно», «доходно», «надо». А ведь истинная цель не про «надо», а про получение удовольствия от работы.
— Как специалисты по развитию карьеры смотрят на резкую смену деятельности и увольнение «в никуда»?
— Есть такое понятие как «вирусная мечта», когда человек стремится убежать как можно дальше от того места, где он себя потерял. Скажем, опостылело возиться с бумагами в офисе, и клиент решил податься во флористы. Я от таких шагов отговариваю и прошу попробовать, протестировать новую профессию. Мы думаем, что попробовать себя в другой сфере означает уволиться с текущего места работы и сжечь за собой мосты. Не нужно этого делать. Достаточно взять отпуск без сохранения содержания и устроиться на практику в интересующую тебя компанию. Иногда хватает и одного дня, чтобы осознать ложность цели. —
Давайте поговорим о самом популярном запросе — увеличении дохода? Как правильно просить повышение?
— Повышение зарплаты — это вопрос коммуникации. Определите, какие дополнительные функции вы готовы взять на себя, а затем озвучьте это начальству. Приведу в пример своего клиента, который много работал, задерживался в офисе до 10 ночи, причем выполнял не только непосредственные должностные обязанности, но и вообще любые просьбы: починить электрику и т. п. Такой подход, кстати, чреват выгоранием. В его картинке идеального мира директор должен был сам заметить добросовестного сотрудника и поднять зарплату. Но так не бывает. Вашему начальству всё равно. Пока вы не возьмёте карьеру в свои руки, никто этого не сделает. Я спросила:
— А директор тоже задерживается до ночи? Вы с ним вдвоём допоздна трудитесь?
— Нет, он вообще во втором офисе на другом конце города работает.
И как директор должен был увидеть и оценить трудовой подвиг подчинённого? Тут против клиента сработала вредная советская установка, что нужно быть скромным и нельзя хвастаться успехами.
Я дала ему задание написать 20 своих достижений в цифрах. Например, за 1 месяц закрыл 5 проектов, за 1 неделю заключил 15 сделок. Только после этого мужчина осознал, насколько много он делает. С этим списком человек пошёл к шефу и в итоге получил повышение не только зарплаты, но и должности. Директор даже удивился, что тот так мало получал.
— В каких случаях вы отказываетесь консультировать?
— Иногда я рекомендую человеку сначала пройти курс терапии у психолога, а потом возвращаться за консультацией. Дело в том, что внутреннее состояние сильно отражается на карьерных успехах. Если ты не в ресурсе, а жизненная энергия на нуле, то точно не получится делиться ею с миром — тут на себя-то не хватает. Это как с автомобилем: даже на Ferrari при отсутствии топлива никуда не уедешь. Бывает, что клиент на словах хочет увеличить доход, а всю сессию жалуется на вторую половинку. Понятно, что он пришёл ради того, чтобы выговориться. Таких людей я тоже направляю к психологу. —
Какие страхи мешают нам менять жизнь в лучшую сторону?
— Страх неизвестности и страх бедности.
Страх неизвестности мы побеждаем тем, что расписываем все возможные риски, которые возникают при увольнении или смене места работы: не понравится коллектив, неудобная локация, придирчивый директор. Потом думаем, как их можно перекрыть. Даже в случае шефа-самодура можно с ходу накидать три варианта: искать подход к сложному начальству, перейти на другую позицию в той же компании, найти другого работодателя.
Второй страх убиваем составлением плана по формированию финансовой подушки. Мы расписываем, сколько денег клиенту нужно ежемесячно и как долго у него получится жить на имеющиеся сбережения. На сессиях я много говорю про финансы, потому что желание перемен всегда сопровождается паникой. Мозг начинает кричать о том, что без этой работы и этой зарплаты мы умрём от голода на улице. Никто не умрет, но важно заранее позаботиться о финансовой подушке. Её минимальная величина — ваш бюджет на три месяца, но желательно делать запас на полгода. Как правило, через шесть месяцев доход возвращается на прежний уровень или даже превосходит его. Человек такое существо, он привыкает к определённому уровню комфорта и при ухудшении качества жизни начинает активно двигаться, чтобы вернуть былое.
Однако зачастую люди сами не знают, сколько они тратят, и сливают зарплату не понятно на что. А ведь всё начинается с мелочей: сначала не получается контролировать деньги, потом — карьеру, а следом и свою жизнь. Начните с упорядочивания бюджета — и перемены перестанут казаться такими пугающими.
фото из личного архива О. ШИН
***
Источник: Газета «Корейцы Узбекистана» 4(56)
Мы в Telegram